Өскемен
пасмурно
-4°
  • Өскемен
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -7°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +5°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -5°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Туркестан
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Казахстанские студенты учатся защищать свои права на мастер-классах Лиги потребителей Казахстана

Первые мастер-классы успешно прошли в Карагандинском университете им. Е.А. Букетова и в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева

Партнерские материалы / Казахстанские студенты учатся защищать свои права на мастер-классах Лиги потребителей Казахстана

В десяти регионах Казахстана – Петропавловск, Актау, Павлодар, Караганда, Нур-Султан, Усть-Каменогорск, Семей, Шымкент, Тараз, Алматы – в рамках общественно-коммуникационной кампании "Академия потребительского образования" – ОЮЛ "Ассоциация "Лига потребителей Казахстана" проводит мастер-классы.

Мастер-классы проводит Светлана Романовская, председатель правления ОЮЛ "Ассоциация "Лига потребителей Казахстана".

С қазан 2022 года Национальная Лига Потребителей Казахстана начала осуществление проекта Академия потребительского образования с целью просвещения потребителей, повышения их правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов, – отметила Светлана Романовская.

Серия мастер-классов включает такие темы как "Защита прав потребителей", "Медиация как инструмент для решения споров между потребителями и производителями" и "Лоббирование".

По словам Светланы Романовской, права потребителей на рынке товаров и услуг ежедневно нарушаются и основной поток претензий приходится на долю недобросовестных предпринимателей. В частности, люди стали активнее заявлять о собственной позиции и требовать соблюдения личных прав. В этом большую роль играют как государство, так и НПО, работающие в сфере защиты прав потребителей. 

К примеру, в 2020-ом году, туристические агентства отказывались возвращать деньги за те туры, которые не состоялись в связи с пандемией, ссылаясь на то, что деньги перечислены партнерам за рубеж и их невозможно вернуть. Потребители проявили активность и вместе с нами смогли вернуть свои деньги в претензионном или медитативном порядке. В общей сложности, в 2020-ом году к нам обратились 8802 казахстанцев, и совместными усилиями нам удалось вернуть 403 073 378 тенге за некачественные товары и услуги, – приводит пример С. Романовская.

Участники мастер-классов обсуждали самые острые вопросы, которые актуальны для каждого гражданина Казахстана. Так, один из вопросов, на который уже второй год пытаются найти ответ жители многоквартирных домов – это как грамотно передать управление жильем от КСК в ОСИ, то есть, собственникам жилья. Как оказалось, первые попытки самостоятельного управления своим домом не совсем позитивные. Между жителями возникают конфликты, не каждый житель дома готов взять на себя бразды правления, а значит и ответственность за электричество, отопление, водоснабжение дома. 

Особое внимание уделялось необходимости информировать потребителей о защите своего здоровья с точки зрения концепции снижения вреда. Суть проблемы состоит в том, что многие потребители не могут отказаться от вредных привычек таких, как курение, алкоголь, ожирение и т.д. И в таких вопросах на помощь потребителям приходит концепция снижения вреда, в рамках которой потребители могут выбирать менее вредные альтернативы и соответственно наносить меньше вреда своему здоровью.

В решении вопросов по лоббированию необходимо правильно представлять и продвигать на всех уровнях власти интересы социально-уязвимых слоев населения и сообществ, а также решать потребительские споры желательно в досудебном порядке.

Большой интерес у молодого поколения вызвала тема досудебного разрешения споров. Закон позволяет без судебного вмешательства решать такие конфликтные ситуации, например, возникшие между супругами, родственниками, бизнес-партнерами. Романовская напомнила, что в Казахстане каждый второй брак распадается в первый год семейной жизни именно по причине неумения договариваться, незнания основ медиации.

Как оказалось, у наших граждан часто возникают финансовые конфликты при заказе различных услуг у частных предпринимателей. И одна из главных причин – неграмотное составление договора, незнание своих прав потребителя. Очень много вопросов и жалоб поступает в адрес торгово-розничной сети и в основном все они связаны с отказами в возврате денежных средств за реализацию некачественных товаров.

Участники мастер-классов узнали, кто по закону имеет возможность избежать уголовного наказания за тяжкое преступление, которое не повлекло за собой смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего. А также какие преступления не попадают в процедуру медиации. Это пытки, коррупция, терроризм, преступления в отношении несовершеннолетних и прочие.

Также бүгін, с ростом цен на продукты и товары повседневного потребления увеличивается количество контрафактной продукции с фиктивными сертификатами качества, которые несут большую угрозу здоровью населения. Только за первые семь месяцев текущего года специалисты Лиги потребителей Казахстана совместно с государственными органами выявили около трех тысяч опасных товаров, являющихся в большинстве своем импортной продукцией.

Только четкое знание своих прав и умение ими пользоваться поможет потребителям изменить ситуацию с нарушениями на рынке товаров и услуг, – добавила С. Романовская

ОЮЛ "Ассоциация "Лига потребителей Казахстана" запустила информационно-консультационный Telegram канал @s_romanovskaya, подписчики которого бесплатно и в круглосуточном режиме могут задавать свои вопросы и получить квалифицированный ответ по вопросам защиты своих потребительских интересов.

Следующая →
Материал размещен на правах рекламы