Есть ли необходимость в альтернативной системе платежей в Казахстане?
По данным Нацбанка РК, к июню 2021 года, количество пользователей казахстанских банковских онлаин-сервисов выросло на 7 млн и достигло 32,3 млн
Рост пользователей казахстанских банковских онлаин-сервисов объясняется тем, что потребители могут быть клиентами одновременно нескольких банков. Кроме того, согласно глобальному докладу Euromonitor International, опубликованному в январе 2022 года и охватывающему все страны мира, "главными движущими силами трендов потребительского рынка в текущем году будут доступ и действие". Это подразумевает бесперебойный доступ потребителей к услугам, который в свою очередь позволит им, покупать, продавать, пользоваться финансовыми услугами.
В то же время, по результатам исследования, проведенного в конце 2020 года компанией "Делойт" в СНГ, на бүгіншний день более 70% потребителей в России и странах СНГ привязывают банковские счета к мобильным приложениям. Также мобильными решениями активно пользуются более 55% клиентов финансовых услуг.
Как показал тот же опрос, потребители наиболее часто обращаются в банковские учреждения только за традиционными продуктами – дебетовыми картами и накопительными счетами/вкладами, а также кредитными картами. Такие диджитал-каналы как мобильные приложение и онлайн финансовые услуги намного чаще используются клиентами, чем отделения банков или банковские терминалы.
Все эти данные наглядно показывают, что в Казахстане, как и во всем мире, стремительными темпами продолжается процесс цифровизации.
Однако на бүгіншний день в Казахстане все финансовые услуги связаны исключительно с глобальной сетью Интернет, без наличия которой невозможно проводить какие-либо операции. Так в январе текущего года чрезвычайная ситуация, имевшая место в Казахстане, наглядно показала, что в случае отсутствия доступа к интернету работа всей экономики может быть парализована. Потребители не смогут заплатить за товары и продукты, компании не смогут совершать платежи.
И, соответственно, у всех встали вопросы: А что будет если опять интернета не будет? Есть ли какие-то способы обеспечения бесперебойности работы финансовых структур в случае повторения чрезвычайных ситуаций?
По мнению Виталия Нижегородцева, регионального управляющего в Sun Finance group, на данный момент в Казахстане все финансовые услуги привязаны к Интернету и наличие альтернативной системы платежей, не зависящей от интернета могло бы защитить права потребителей. По мнению эксперта, учитывая опыт январских событий, очень важно предоставить потребителям возможность пользоваться доступными и удобными инструментами, которые позволят непрерывно работать без интернета и совершать все необходимые финансовые действия.
Для участников рынка, особенно для микрофинансовых организаций, одним из ключевых решений может стать создание защищенного доступа для бесперебойных оплат, не зависимо от работы интернет сети. Это позволит как усилить конкуренцию в сфере финансовых услуг, так и обезопасить казахстанских потребителей во время отключения интернета, к примеру, в чрезвычайных ситуациях. Если у потребителей будет больше возможностей для альтернативной системы оплаты, считает эксперт, это может привести к большему удобству на финансовом рынке Казахстана.
В качестве примера эксперт предлагает обратить внимание на одну из самых успешных африканских инноваций – сервис мобильных денег M-Pesa, телекоммуникационного гиганта Safaricom. Мобильные деньги удобны тем, что перевод осуществляется мгновенно, стоит относительно недорого и доступен каждому. Таким образом можно пересылать деньги с одного телефона на другой, снимать или пополнять счет, получать микрокредиты, оплачивать коммунальные услуги и госпошлины, следить за остатком средств и не только – и все это без необходимости подключения к интернету. По словам Виталия Нижегородцева у подобного сервиса множество преимуществ. К примеру, комиссии за переводы в данном случае будут намного меньше, чем при банковских переводах. С его помощью можно будет покрыть все точки Казахстана и даже при отсутствии интернета. А интерфейс очень несложен и адаптирован для любого, даже самого недорогого телефона.
Эксперт считает, что сейчас во всем мире происходит трансформация, появляются много финтех-компаний, которые создают удобные сервисы для клиентов удовлетворяя их потребности, начиная от возможности оплачивать счета, переводить деньги вплоть до получения кредитов, консультаций, не выходя из дома. По мнению эксперта, если регулирующие органы предоставят разрешение и доступ финансовым организациям, финансово-технологическим компаниям для разработки и реализации таких сервисов, это могло бы усилить конкуренцию на рынке. У потребителя будет больше выбора и на казахстанском рынке появятся различные альтернативные системы платежей.
Чем больше будет различных систем оплаты и финансовых сервисов, использующих отличающиеся друг от друга технологии, тем больше от этого выиграет рынок и потребитель, – отмечает Виталий Нижегородцев.
Эксперт считает, что сейчас на рынке финансовых услуг во всем мире происходит трансформация, меняется потребительский спрос и поведение, растет конкуренция, появляются новые услуги, сервисы, платежные модели и открытость регулирующих органов к инициативам, исходящих от рынка, положительно сказывается на развитие всего финансового сектора Казахстана. Виталий Нижегородцев уверен, что наделение МФО функциями платежных организаций может послужить драйвером для создания в Казахстане сервисов подобных M-Pesa и тем самым удовлетворить ожидания и спросы потребителей финансового сектора.