Записки журналиста: четыре месяца в Нур-Султане

Новая жизнь в столице: что нельзя есть приезжим, как лучше передвигаться по городу, почему местные жители не отличаются дружелюбием и как найти с ними общий язык?
10 маусым 2021 года, 09:22 1702 Алексей Слонов
Новости Казахстана и регионов на сегодня. - Записки журналиста: четыре месяца в Нур-Султане
Ақпарат көзі: © Устинка LIVE Фото: © Устинка LIVE

На фото Алексей Слонов



Минули четыре месяца с тех пор, как я с пустым кошельком и головой, полной амбициозных планов, переехал из села Шемонаихинского района в город-миллионер Нур-Султан, передает корреспондент Устинка LIVE. Мне пришлось ютиться в общежитии, питаться китайской лапшой, воевать с тараканами, попутно осваиваясь в чужом огромном городе. Я уже писал о том, как арендовал нормальную квартиру и определился с заработком, напомню, что в столице я занимаюсь продажами через Интернет и продолжаю монетизировать свои журналистские навыки. Мой столичный режим ЧП, к счастью, подошел к концу, и я немного стабилизировался.

Где же здесь неплохо кормят?

Прежде чем покорять столицу, нужно хорошенько подкрепиться. Сколько ты заработаешь с пустым желудком? Голодный обморок во время работы может поставить крест на карьере - в столице нужно быть в тонусе и на пике своих лучших возможностей. Где можно вкусно поесть в Нур-Султане? Самый простой вариант, если вы недавно сюда переехали - это готовить самому. Разница в ценах на продукты питания: мясо, яйцо, крупы, хлеб по сравнению с восточной частью страны незаметная. Мясо здесь можно купить в ближайших селах тушами, я много раз видел, как это практикуют местные, и даже сам завел знакомство с заводчиком свиней из села Коянды, который предлагал свинину по 1200 тенге за килограмм. Мой обычной рацион - супы, плов, гречка с мясом…

Теперь пару слов о заведениях общественного питания. Еще во время "Экспо-2017" было подсчитано, что в столице действует около 900 объектов, предлагающих вкусно поесть. Из них около 250 ресторанов, 460 кафе, 27 столовых, 86 фудкортов и небольших ресторанчиков в торгово-развлекательных центрах. Отмечу, что это приблизительные цифры, которые на сегодняшний день в связи с пандемией заметно сократились.

Рестораны со средним чеком от 15 тысяч тенге и выше я пока не посещаю, потому что экономлю и направляю все свободные средства на формирование финансовой подушки. Но часто хочется быстро перекусить, и внимание привлекают многочисленные ларьки с самсой и шаурмой. Должен признаться, я несколько раз пробовал брать в таких заведениях выпечку, но всегда выбрасывал от греха подальше после первого укуса. Часто в качестве поваров в этих ларьках можно видеть молодых заспанных людей с засаленными волосами и полным безразличием к качеству пищи, которую они готовят. Удивительно, но в Шемонаихе уличный фаст-фуд намного вкуснее, поэтому с подобной едой в столице лучше не рисковать. А вот сервисы доставки стали для меня настоящим открытием. Они доставляют еду на дом, сотрудничают со многими приличными заведениями города, в которых можно заказать суши, гамбургеры, пиццу, шашлык, блюда национальной кухни. При этом цены совсем не кусаются, а качество еды радует. Кстати, одно из моих любимых заведений в Нур-Султане - это кафе, которое основали наши земляки из Усть-Каменогорска и распространили франшизу по всей республике!


Электробусы столицы — мечта пассажира!

Общественный транспорт в Нур-Султане полностью укомплектован новенькими электробусами. Когда я впервые проехал на таком транспорте, был в восторге! По сравнению с разваливающимися маршрутками Шемонаихи электробусы выглядят как фантастические машины будущего из фильмов-утопий, поэтому жителям регионов остается только ждать, когда этот вид транспорта станет реальностью для всех городов страны. Быстрый, бесшумный, чистый электробус с автоматической системой оплаты - мечта любого пассажира, тем более что свободные места есть почти всегда! Они позволяют автобусным паркам экономить порядка 80% средств на топливе в сравнении с дизельными аналогами и к тому же являются полностью экологичными. Интересно, что за четыре месяца, пока я здесь живу, мне всего один раз попался контролер, поэтому зайцами здесь ездит добрая часть пассажиров. Напомню, оплата в электробусах осуществляется специальной картой, с помощью Кaspi-приложения или SMS.

IMG_4846.JPG


Электробус- транспорт будущего


На фоне этих суперсовременных новшеств особенно забавно смотрятся таксисты "из прошлого века" на вокзалах или возле торговых центров. Рядом остановка, где можно за 90 тенге доехать на автобусе, но бомбилы гнут свою линию: "Такси, берем такси! Брат, поедем со мной, довезу куда нужно, всего 2000 тенге".

В Нур-Султане отлично работает правило поднятой руки, поэтому всегда можно поймать попутку и доехать до места. При этом водитель возьмет дешевле, чем официальное такси. Также здесь распространены такие приложения, как Яндекс.Такси или Indriver, а вот Uber в столице не прижился.

Правило поднятой руки работает в Нур-султане.JPG

Правило поднятой руки в Нур-Султане


- До Uber казахстанцы еще не доросли. Пробовали внедрить, но не пошло. Там счетчик и платное ожидание, а это для нашего брата дикость, - говорит таксист Елжас, который 20 лет в профессии и пережил все этапы эволюции служб такси: от раций и диспетчеров до приложений на телефоне. - Я, бывает, жду клиентов по 10 минут, а люди у нас эмоциональные, скажи я им, что за ожидание они должны мне 200 тенге, будет скандал. Зачем мне это?
О менталитете, коренных жителях и приезжих

Так как я веду блог на нескольких площадках о своей жизни в столице, то получаю от зрителей и читателей много комментариев и отзывов. Большинство положительных, но есть и негативные: "Астана не резиновая", "Езжай обратно", "Развивайте ваши регионы", "Понаехали" и прочее. Но, как оказалось, такие речи свойственны именно тем, кто приехали сюда несколько (или много) лет назад, коренные жители столицы имеют прямо противоположное мнение.

Например, частный предприниматель Елена рассказывает:
- Я здесь родилась и выросла, помню, как мы ликовали, когда город стал столицей Казахстана. Без приезжих не было бы этого города, - уверена Елена. - Я благодарна всем, кто связали свою судьбу со столицей и внесли в ее развитие посильный вклад. А у тебя все получится, я сама начинала с продажи пирожков, а сейчас у нас семейный бизнес, сеть магазинов и хороший доход.
Другой коренной житель Нур-Султана Владимир уже на пенсии, ездит на дорогом джипе, построил дом на юге страны и планирует вскоре переезжать, чтобы достойно встретить старость.
- В молодости у меня ничего не было, - говорит мужчина. - Помню, варил макароны, и когда стал их промывать, нечаянно высыпал в раковину, сначала огорчился, стал собирать их, а потом взял вилку и начал есть прямо оттуда. Но все наладилось. Я много лет работал дальнобойщиком, объездил все страны СНГ, вот так и выбрался из нищеты. Видел, как город превратился из большой деревни в настоящий мегаполис. Возле вокзала в пору моего детства стояли саманные бараки, дороги не было, как и многоэтажек, а от вокзала в город ездил по железной дороге паровоз, который на тот момент считался передовым общественным транспортом.
А вот один из моих подписчиков Виталий, занимающийся благоустройством и реставрацией балконов, в Нур-Султане живет около 15 лет, вспоминает, когда сюда приехал, больше года ходил в одной футболке, поскольку не мог себе позволить купить одежду, а сейчас у него свой бизнес, квартира, машина.

Впрочем, люди в основном здесь не очень-то дружелюбные: занятые, недоверчивые, но дельные. Из 10 людей, с кем я встречаюсь в Нур-Султане, семеро оказываются приезжими. Именно они склонны критиковать, объявлять город бездушным, "ширмой", сетовать на то, как здесь сложно устроиться. Видимо, такова природа человека, в тяжелой ситуации винить обстоятельства. А коренные жители разговаривают с тобой на равных, они любопытны и всегда пытаются помочь в решении проблемы. Когда это получается, искренне радуются за тебя, часто упоминают старое название города, улиц и магазинов. Они живут в основном на правом берегу, их отличает твердость в делах и предприимчивость.

Отмечу, что за четыре месяца я уже довольно хорошо освоился в Нур-Султане. Хотел продать свою "Ниву", на которой приехал, но передумал и стал учиться ездить по большому городу, поскольку в Шемонаихе такой опыт получить не мог. В следующей части я расскажу об особенностях ПДД в Нур-Султане, моих приключениях за рулем и, главное, о том, как наметил приобрести здесь жилье и что для этого предпринимаю.

Загрузка...

Устинка Live хабарландыруларын алып тұрыңыз