Өскемен
пасмурно
+11°
  • Өскемен
    +11°
  • Алматы
    +10°
  • Астана
    +3°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +7°
  • Орал
    +2°
  • Қарағанды
    +4°
  • Көкшетау
    +3°
  • Қостанай
    +1°
  • Қызылорда
    +9°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +2°
  • Тараз
    +8°
  • Туркестан
    -3°
  • Шымкент
    +7°
$
448.15
-1.43
483.46
-3.48
¥
61.99
-0.23
4.86
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Татьяна Золотарева
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

По заветам древних: как журналист кусочек глины превратила в чашку

Два месяца назад мы знакомили читателей с гончарным ремеслом и профессионалом этого дела из Усть-Каменогорска Алией Есимжановой

Тогда моя мечта слепить горшочек своими руками споткнулась о такой пустячок, как длинные ногти… На помощь пришел фотограф Виталий, который предложил поменяться местами, передает корреспондент Устинка LIVE. Я взялась за камеру, он сел за машинку творить. И получился коричневый грациозный горшочек!

Изделие оставили в мастерской, потому что чаша должна застывать естественным путем в течение 8-10 дней, а после подвергнуться обжигу в специальной печи, покраске и еще раз обжигу. Алия пообещала доработать горшочек и в следующий раз научить меня изготавливать поделки при помощи техники - лепка из глины.
- Глина - самый древний строительный материал, который начали использовать люди, - рассказала при первой встрече Алия Кабденовна. - При ручной лепке вы можете придать этому материалу любую форму. Изделия из глины не ломаются и отлично ее сохраняют.
Решаемся снова погрузиться в атмосферу древнего ремесла и отправляемся в творческую мастерскую, где нас снова встречает улыбчивая Алия и ее семилетний ученик Марк. Увлеченный малыш расписывает свою работу - гранат и почти не реагирует на наше присутствие.

Здесь все так же необыкновенно уютно, а изделий, в которых можно разглядеть целую Вселенную, стало еще больше! Работы вызывают невероятные эмоции, удивляют и вдохновляют переливами цветной глазури, плавными линиями, причудливыми формами. Вижу и свое творение.
- Ваш горшочек не треснул, все стадии сушки и обжига прошел, - рассказывает ремесленница. - Молодцы, отлично справились!
Красно-черное изделие получилось небольшим, аккуратным и красивым. Виталий горд своей работой, я тоже любуюсь миниатюрным горшочком.

Сглаживай, вытягивай

Через несколько минут мастер спрашивает: "Сегодня готова к лепке?"
- Конечно, в этот раз "вооружилась" основательно - подстригла ногти, - с улыбкой отвечаю я.
Надеваю фартук, Алия разминает бесформенный кусок коричневой глины. Месит его, как моя мама тесто для бешбармака. Для проверки "брякает" массу об стол, выгоняя из него воздух, такую же часть дает мне.

По указанию мастера глину разминаю до пластилинового состояния. Ломаю на куски и снова складываю и мну. В течение пяти минут повторяю те же действия. Радости от дела хоть отбавляй!
- Так готовят глину, чтобы в комке, который пойдет на изготовление изделия, не осталось воздуха. Пористая структура при обжиге может привести к растрескиванию в самых нежелательных местах, - поясняет Алия. - Сегодня будем делать чашу в виде кокоса.
Тут начинается таинство. Повторяю движения мастера. Придаю куску глины форму шара, нахожу середину, делаю средним пальцем ровное углубление почти до дна, оставляю порядка одного сантиметра и начинаю придавать изделию форму.

Получив несколько рекомендаций и посмотрев, как нужно правильно увеличивать диаметр впадины, подумалось: "Техника проста, несложно, раз-два, и готово!" На словах быстро, а на деле гораздо дольше.

Увеличиваю диаметр углубления равномерно, чтобы стеночка по всему периметру чаши получалась одинаковой толщины.
- Если во время процесса на комке и по внешней стороне изделия появляются трещинки, их аккуратно затирай пальцами, - советует мастерица. - У тебя отлично получается, но не торопись, наслаждайся процессом! Усидчивость, наверное, важна, но на самом деле работа с глиной так увлекает, что даже маленькие дети не замечают, как пролетает час. Если за один урок ученик не сделал свою работу, он может продолжить в следующий раз.
Слова похвалы вдохновляют меня, хочется еще больше творить и создавать! Продолжаю постепенно вытягивать чашу изнутри движениями от дна к кромке. Придерживаю стеночку с внешней стороны, чтобы она не деформировалась.
- "Тело" готово, теперь можно приступить к формированию ручки, - говорит Алия. - Здесь понадобится маленький шарик глины. Раскатаем колбаску, придавая пальцами нужную нам форму, изогнем и обрежем лишнее. Обязательно примерим ручку к телу, чтобы не ошибиться с формой и размером, ведь она обязательно должна получиться удобной!
Мастерица поясняет, что затем надо сделать насечки на ручке и теле кружки в местах будущих соединений. Они нужны для скрепления деталей между собой. Соединяют детали шликером - жидкой глиной, напоминающей серое тесто для блинов. Если проигнорировать шликер - мечты о красивом изделии в прямом смысле рассыпятся.

С идеями не пропадешь

Решаю сделать изделие без ручки, минималистическую чашу. После того как форма вытянута и разглажена руками, ставлю сосуд на гипсовую подставку, приступаю к декорированию, видов которого бесконечно много.
- Ручная работа - это всегда проект и идея, - рассказывает ремесленница. - В создании изделия может пригодиться коробочка с самыми различными мелкими предметами. Например, колпачки от ручек или фломастеров, кнопки, скрепки, зубочистки, крышечки и многое другое. Все эти привычные и даже ненужные вещи способны оставить при вдавливании на глине именно тот отпечаток, который поможет придать законченный вид мастерски выполненному творению.
По словам мастера, творческий процесс подразумевает не только ловкость рук и сноровку, но и креативное мышление, помноженное на фантазию. Я провожу вилкой хаотичные линии по изделию, и чаша становится похожа на кокос. Красота!

Далее сушка естественным путем в течение 10 дней и обжиг в печи. Последнее всегда по-разному - зависит от изделия - иногда доходит и до 12 часов.

P.S. Гончарное дело - потрясающий медитативный процесс! Лепка невероятно успокаивает, очищает голову от ненужных мыслей. Создавая из куска глины нечто осязаемое и похожее на задуманную форму, чувствуешь себя настоящим творцом и сразу видишь результат своей работы, что, на мой взгляд, очень важно, ведь это мотивирует творить дальше.

И еще один момент, безусловно, важный: то, что ты создаешь, функционально и пригодно для практического использования и, конечно, долговечно.

В тему

Гончарство зародилось еще в эпоху неолита, V-III тысячелетии до н.э., когда люди обнаружили уникальные свойства глины. Оказалось, что этот природный материал имеет относительно небольшой вес, прост в обработке, не пропускает влагу после высыхания и становится твердым в результате обжига. Первоначально вся посуда изготавливалась только вручную.

В конце IV тысячелетия до н.э. появился гончарный круг. Каждый представитель профессии применял свою технологию производства и ставил на продукцию клеймо - аналог современного товарного знака.

Название профессии гончар произошло от общеславянского слова "гърньчарь", которое имеет значение "делающий горшки".

Интересно

По словам мастера, в этой профессии важны следующие качества:

  • усидчивость;
  • терпение;
  • аккуратность;
  • развитая моторика рук;
  • художественный вкус;
  • пространственное мышление.
Следующая →