Өскемен
ясно
+14°
  • Өскемен
    +14°
  • Алматы
    +16°
  • Астана
    +20°
  • Ақтөбе
    +21°
  • Актау
    +21°
  • Орал
    +22°
  • Қарағанды
    +16°
  • Көкшетау
    +19°
  • Қостанай
    +20°
  • Қызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +16°
  • Петропавловск
    +19°
  • Тараз
    +18°
  • Туркестан
    +20°
  • Шымкент
    +20°
$
447.4
-1.49
477.55
-0.38
¥
61.81
-0.21
4.76
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Галина Пестрякова
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

О проблемах решения вопросов охраны окружающей среды рассказал главный эколог ВКО

Стало известно, почему в случае несанкционированных выбросов сложно быстро определить предприятие-загрязнитель и принять меры воздействия

Болезненным вопросом для горожан областного центра остается качество атмосферного воздуха. О том, какие меры могли бы существенно улучшить деятельность экологов региона, поведал руководитель областного департамента экологии Данияр Алиев, передает корреспондент Устинка LIVE.

По его словам, экологи руководствуются исключительно законодательством Республики Казахстан, согласно которому для принятия мер должны быть основания, подтвержденные государственным мониторингом.

- Это результаты замеров ВК филиала РГУ "Казгидромет". Если по их данным фиксируются значительные превышения ПДК, специалисты передают их в Департамент экологии, для принятия мер, - пояснил Данияр Алиев. - Но информация поступает лишь через сутки (именно столько нужно для исследования проб воздуха, получаемых ручным способом отбора). К тому же, в районе северного промышленного узла, сосредоточено три промышленных предприятия, которые выбрасывают, как правило, диоксид серы и диоксид азота, и имеют при этом общую санитарно-защитную зону, поэтому зайти на какое-то из них без предъявления доказательств их причастности нельзя.

Как отметил глава ведомства, лаборатория Департамента может оперативно провести замеры на границе ССЗ предприятий по обращениям горожан. Но в случае обнаружения превышений и виновника выбросов, экологи обязаны зарегистрировать акт о назначении проверки в Управлении Комитета по правовой статистике и специальным учетом по ВКО. Это займет около суток или больше. За это время нарушитель, как правило, предпринимает все возможные действия, чтобы скрыть последствия, и проверка оказывается нерезультативной.

- В первую очередь нам нужна возможность оперативно осуществлять проверку, - говорит Данияр Алиев. - Если мы видим нарушение экологического законодательства, мы должны иметь возможность и право моментально зайти без оформления актов о назначении и извещений. Только возможность оперативного реагирования сможет дать реальный результат.

В 2016 году в своем Послании к народу, Президент Казахстана сократил меры государственного регулирования и монополию на контроль субъектов предпринимательства, и дал им возможность саморегулироваться. Любое вмешательство в его деятельность определяется как коррупционное правонарушение. Это позволило предприятиям проводить мониторинг своих выбросов самостоятельно.

Также до 2023 года на проверку предприятий малого и среднего бизнеса объявлен мораторий.

- Теперь зайти на маленькую дымящую котельную, которая "портит воздух" не одному микрорайону стало не легче, чем на крупное промышленное предприятие. Акт о назначении проверки МСБ подписывает Министр экологии РК, а это значит, что специалисты вынуждены ждать положительного разрешения на проверку от 10 дней и более, и как правило, Министерство детально изучает запрос на ее проведение, - говорит эколог.

Большой проблемой для ведомства стало сокращение сроков проверки предприятий-загрязнителей с 30 до 15 дней. За столь короткое время невозможно не только дать четкую характеристику деятельности объекта, но даже просто проверить все источники выбросов, число которых на крупных предприятиях превышает сотню единиц.

Вместе с этим пропал и эффект неожиданности, который позволял во время проведения проверки заходить на предприятие в любое время суток и проконтролировать технологический процесс. И теперь вместо анализа деятельности специалисты Департамента вынуждены ограничиваться разовыми замерами.

Изменился и сам подход к проверке — теперь она проходит как контроль, направленный на профилактику, то есть это выявление проблем и выдача рекомендаций об их устранении. Штраф при этом не налагается. Если только выявят фактические превышения выбросов, тогда произведут расчет экологического ущерба.

По мнению Данияра Алиева, следует вернуть ведомству позиции, существовавшие до 2017 года. В частности, увеличить временной интервал для осуществления мониторинга, возобновить внезапные проверки и вернуть полномочия для согласования с предприятием его внутреннего мониторинга.

Изменить ситуацию в корне может онлайн-мониторинг выбросов, с установкой датчиков контроля непосредственно на источнике загрязнения и передачей данных напрямую в Департамент экологии. Это позволило бы не только в течение нескольких минут определять источники выбросов, но и помогло предприятиям отрегулировать технологический процесс.
Следующая →