Өскемен
ясно
+16°
  • Өскемен
    +16°
  • Алматы
    +19°
  • Астана
    +16°
  • Ақтөбе
    +23°
  • Актау
    +19°
  • Орал
    +25°
  • Қарағанды
    +17°
  • Көкшетау
    +15°
  • Қостанай
    +20°
  • Қызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +12°
  • Петропавловск
    +15°
  • Тараз
    +19°
  • Туркестан
    +20°
  • Шымкент
    +21°
$
445.66
-0.83
474.58
-0.80
¥
61.53
-0.13
4.78
-0.01
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Евгения Чех
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Для кого выделяют льготное топливо в ВКО

Почему столь необходимамыр господдержка на ГСМ становится неэффективной и невостребованной

Страда на полях Восточного Казахстана уже в самом разгаре, передает корреспондент Устинка LIVE.

Недавно на онлайн-заседании заместитель акима ВКО Ержан Нурбаев озвучил информацию об отгрузке с Павлодарского нефтехимического завода очередной партии льготного дизельного топлива для аграриев региона на проведение уборочной кампании. Даже статистические данные заставляют задуматься…

По информации Управления сельского хозяйства ВКО, для того, чтобы успешно собрать урожай-2020 сельхозтоваропроизводителям области необходимо 30 тысяч тонн ДТ. Министерством энергетики РК выделено на уборку 26 тысяч тонн, в том числе на июль - три тысячи, август-октябрь - 23 тысячи тонн. То есть, четырех тысяч тонн льготной солярки растениеводы в этом году не дополучат? И не случайно… Депутаты мажилиса парламента РК уже давно советуют обратить внимание на этот вопрос.

- В стране долгое время остро стоит проблема неэффективной системы распределения льготного дизельного топлива сельхозпроизводителям и ежегодно поступают многочисленные жалобы от сельчан на недоступность дизельного топлива в нужное время, - прозвучала информация на одном из заседаний мажилиса. - Из-за этого многие крестьяне вынуждены покупать дизтопливо по рыночным ценам, чтобы не упустить время проведения весенне-полевых и уборочных работ. Согласно утвержденному графику, дизельное топливо должны поставлять в регионы начиная с наурыз и шілде, однако фактически крестьяне получают его только в конце сәуір - начале мамыр, а также в августе-сентябре.

Народных избранников в Минэнерго услышали, и как видно из доклада замакима области, на уборку в ВКО льготную солярку начали поставлять заранее — в июле. Вот только дошло ли топливо до адресатов?

- Отпускная цена Павлодарского НХЗ на июль составила 178 тысяч тенге за тонну, - поясняет Ержан Нурбаев. - Районными акиматами определены операторы по доставке дизельного топлива до сельхозтоваропроизводителей, которые начали осуществлять отгрузку. Операторы реализуют один литр дизельного топлива по цене от 165 до 169 тенге.

Уже давно многие растениеводы региона утверждают, что отказываются от столь хлопотных и несвоевременных "льгот".

- Если ждать прихода удешевленной солярки, можно и посевную "профукать", и урожай потерять, - говорит руководитель крестьянского хозяйства Бородулихинского района Александр Романов. - Я всегда закупаю ДТ впрок, у оптовиков цена 172 тенге за литр. От льготного топлива пока не отказываюсь, всегда в хозяйстве пригодится. Но хлопот с оформлением много. Наши ребята-крестьяне многие рукой махнули.

Как утверждают мажилисмены страны, такая временная "вилка" поставок ДТ, повторяется с завидной регулярностью.

- Не потому ли, что та же разница на ГСМ может запросто являться наваром для тех, кто занимается их распределением на местах - начиная с поставщиков, и заканчивая районными акиматами? - задаются вопросом депутаты. - Что же касается финансирования ГСМ в Казахстане, то исходя из цифры в 375 тысяч необходимых тонн для проведения работ только одной уборочной кампании, легко подсчитать разницу, что может быть присвоена. Если одна тонна дизтоплива стоит 165 тысяч тенге по льготной цене, тогда как рыночная ее стоимость - 178 тысяч тенге. Разница в 13 тысяч тенге за тонну дает порядка 4,9 миллиарда тенге "экономии".

По данным мажилисменов, те же операторы по распределению топлива чаще всего являются крупными оптовиками и находятся в областных центрах, а значит, затраты на доставку и хранение топлива для крестьян практически уравнивают цену льготного ГСМ с рыночной. Что и подтверждают вышеприведенные расчеты, указывающие на то, что в итоге аграрии, по большому счету, все-таки получают ДТ по рыночной цене. Поэтому и отказываются от такой "господдержки". Необходимость пересмотра механизма выделения удешевленного топлива уже жизненно назрела. Так может Правительству страны пора прислушаться к требованиям и самих растениеводов, и выражающих их чаяния депутатов?
Следующая →