Өскемен
пасмурно
+11°
  • Өскемен
    +11°
  • Алматы
    +12°
  • Астана
    +8°
  • Ақтөбе
    +15°
  • Актау
    +19°
  • Орал
    +17°
  • Қарағанды
    +8°
  • Көкшетау
    +10°
  • Қостанай
    +12°
  • Қызылорда
    +17°
  • Павлодар
    +9°
  • Петропавловск
    +8°
  • Тараз
    +11°
  • Туркестан
    +14°
  • Шымкент
    +14°
$
448.89
+0.08
477.93
+1.11
¥
62.02
+0.02
4.76
-0.01
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Евгения Чех
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Реки Иртыш и Ульба в истории областного центра

Мы продолжаем проект "Наш Усть-Каменогорск", посвященный 300-летию города, на этот раз расскажем о том, какую роль сыграли в его развитии две крупные водные артерии

Вряд ли кто-то возьмется оспорить факт, что именно Иртышу мы обязаны тем, что наш любимый город появился, рос и становился краше. По его руслу пришли суда лихаревской экспедиции, в месте слияния с Ульбой заложена 300 лет назад крепость Усть-Каменная. Именно речное судоходство служило основой развития торговли, промышленности, строительства, передает корреспондент Устинка LIVE.

В "Легендах Усть-Каменогорска" Андрея Кратенко есть сразу несколько тем, так или иначе касающихся этой трансграничной водной артерии. А факты, собранные журналистом из разных источников, удивляют, завораживают, восхищают. Надеемся на такую же реакцию читателей Устинка LIVE.

И строили лодки!


Еще 200 лет назад у металлургов и горняков Усть-Каменогорска была своя речная флотилия. Они доставляли руду не в вагонах по железной дороге, как сейчас, а на деревянных судах вниз по Иртышу…

В экспозиции краеведческого музея можно увидеть макет большой лодки с парусом и платформами для руды. Такую конструкцию придумал горный инженер Петр Фролов (1775-1839 гг.). В 1804 году Петр Козьмич приехал в Усть-Каменогорск, где разработал сначала карту Иртыша, а потом конструкцию судна для перевозки руды. По его чертежам и было сооружено в 1805 году 11-саженное судно для эффективной доставки руды вниз по реке из Бухтарминска в Усть-Каменогорск. Возле пристани когда-то жил пристав. Он отвечал за сплав, сохранность руды и дальнейшую транспортировку на телегах из Усть-Каменогорска до Колывано-Воскресенских рудников в Змеиногорске.

В 1809-м перевозками руды управлял шихтмейстер Павел Крюков. В 1811 году он, будучи приставом Риддерского рудника, открыл там месторождение, и оно было названо Крюковским. Исследователь Сибири Григорий Спасский писал в то время: "Усть-Каменогорская крепость… обнесена валом. Вверх по Иртышу находится небольшой форштадт (пригород, предместье, посад), а несколько далее в мазанках и войлочных юртах живут ташкентцы, которые производят порядочный торг, выводят лошадей, верблюдов и рогатый скот. Подле юрт находится пристань, где сгружаются руды, доставленные по Иртышу из Бухтарминского края".

В 1826 году Усть-Каменогорск посетил немецкий ученый, педагог и путешественник, основатель школы флористов-систематиков Карл фон Ледебур, он оставил описание города в книге "Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая". На пристани он увидел рудовозные суда.

- "Всего таких судов 14, - писал фон Ледебур, - каждое из них поднимает 2000 пудов и даже больше, курсируют они между Бухтарминском и Усть-Каменогорском (приблизительно 150 верст по воде) и делают за год девять перегонов туда и обратно. Вниз по течению суда плывут 14 часов, вверх тащат буксиром 8-10 дней. Построены они в Шульбинске, где есть большой бор".

Суда бороздили просторы реки


Своенравен и могуч седой Иртыш. В стародавние времена при паводках наш город превращался в этакую северную Венецию. Горожане плавали по улицам на лодках, что и запечатлели многие фотографы, в том числе книголюб Михаил Горохов.

- Накануне наводнения ревели быки, мычали коровы, - вспоминали старожилы. - Затапливало Усть-Каменогорск почти ежегодно. Ледяные заторы вначале разбивали ядрами из крепостных пушек, позже бомбили из самолетов, взрывали на реке фугасы. И только в 1953 году, когда построили плотину Усть-Каменогорской ГЭС, угроза наводнения исчезла.

Само появление и развитие города во многом обязано судоходству на Иртыше. Сначала здесь появились суда с парусной и весельной системой тяги.

Но подлинный прорыв в технике речного транспорта связан с пароходами. Первым из них был "Союз". Газета "Тобольские губернские вести" писала: "Пароход не останавливает ни ветер, ни течение воды. Ему нужен только фарватер". Свой след в истории развития судоходства на Иртыше оставил пароход "Зыряновский рудник" (1899 г.).

В 1900 году было создано "Верхне-Иртышское пароходство". Тогда же приобрели пароход "Святой ключ", и он работал в верховьях Иртыша вплоть до 1950-х годов, правда, под названием "Смычка".

8 ақпан 1918 года был подписан декрет о национализации флота. Это и объясняет название плавучего дома отдыха "8 ақпан", а не "8 Марта", который курсировал по Иртышу в советское время.

"Здесь будет ГЭС!"


Зимой 1939 года в Усть-Каменогорске началось строительство гидроэлектростанции. Первая ГЭС на Иртыше стала энергетической базой для развития промышленности Рудного Алтая. Место для ГЭС выбирал командированный из Ленинграда молодой инженер Михаил Инюшин.

Михаил Васильевич родился 25 сәуір 1906 года в Туле. В 1924 году работал на оружейном заводе сначала кочегаром, потом фрезеровщиком, по вечерам учился. В 1925 году поступил в Ленинградский политехнический институт. После окончания вуза был направлен на строительство Свирских ГЭС. В 1938 году прибыл в Усть-Каменогорск. Михаил Васильевич руководил строительством УК ГЭС. Он внес значительный вклад в совершенствование технологии гидротехнического строительства, в частности, предложил метод перекрытия реки с помощью плавучего моста.

Начатое в 1939 году строительство ГЭС остановила Великая Отечественная война. В 1949 году работы продолжились. Пуск первого гидроагрегата состоялся 20 желтоқсан 1952 года. В 1953-м были запущены еще две турбины.

В 1954 году на Усть-Каменогорской гидроэлектростанции произошла большая авария. Из-за разрыва трубопровода опорожнения камеры шлюза в машинный зал хлынула вода и наполовину затопила его. В экстренной ситуации люди не растерялись, успели отключить основное оборудование и сохранили его. Но семь человек, к сожалению, погибли. Станция простояла 10 суток.

Первое время ГЭС давала избыточную мощность, поэтому наверху было принято решение о прекращении дальнейшего строительства. И только благодаря настойчивости Михаила Инюшина в 1959 году удалось ввести в эксплуатацию последний - четвертый гидроагрегат мощностью 82,8 Мвт.

Сегодня оператору достаточно нажать кнопку, чтобы 1000-тонная гид-
ротурбина всего за три минуты развернулась под напором воды, включилась в энергосистему и набрала мощность. Тело плотины признано настолько крепким, что его прочности хватит еще на долгие века.

Строительство Усть-Каменогорской ГЭС послужило значительным импульсом для развития областного центра. Появился речной вокзал. По Иртышу вверх и вниз по течению стали летать пассажирские "ракеты" и "метеоры". А какими замечательными были водные прогулки на теплоходе "Балакирев"!

К сожалению, в 1990-е годы налаженная система судоходства на Иртыше пришла в упадок. Порты и пристани, речные вокзалы и судоремонтно-судостроительные предприятия хоть и были приватизированы, но работать по назначению так и не смогли. Хочется верить, что рано или поздно пароходство на Иртыше возродится, а с речного вокзала будут снова отчаливать теплоходы!
Следующая →