Өскемен
ясно
+5°
  • Өскемен
    +5°
  • Алматы
    +14°
  • Астана
    +12°
  • Ақтөбе
    +16°
  • Актау
    +15°
  • Орал
    +18°
  • Қарағанды
    +9°
  • Көкшетау
    +12°
  • Қостанай
    +13°
  • Қызылорда
    +18°
  • Павлодар
    +12°
  • Петропавловск
    +10°
  • Тараз
    +14°
  • Туркестан
    +12°
  • Шымкент
    +15°
$
447.89
476.78
¥
61.89
4.79
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Анна Коцарева
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Почему дети "достают" учителей?

Мы разбирались в ситуациях, когда  маленькие члены общества выступают провокаторами

В начале года многих пользователей Казнета потрясло видео следующего содержания. Студент Жаркентского многопрофильного колледжа украдкой снял на телефон, как преподаватель физкультуры зажал в углу его одногруппника и наносит юноше удар за ударом - в основном по голове - и сыпет обсценными фразочками. Мальчик лишь жмется к стене и даже не пытается возражать взрослому мужчине, передает корреспондент Устинка LIVE.

Конечно же, горе-физрука отстранили от занятий, а сам колледж и его руководство начали "трясти" проверками. Но самое страшное здесь то, что добрая часть пользователей оказались на стороне… педагога.

И детки не конфетки

Именно так считают некоторые пользователи Сети. "Сейчас такие школьники пошли, доведут любого учителя", - и комментируют свою позицию.

Психолог Венера Кокенова считает, что маленькие члены общества действительно могут быть провокаторами. Но нельзя забывать и то, что любой человек - существо разумное, и под каждым его действием подразумевается мотив. У юного сорванца тоже могут быть свои, вполне веские для него причины, чтобы позлить учителя. И они могут быть самыми разными и даже неожиданными: от наличия медицинского диагноза до подросткового кризиса и желания обратить на себя внимание. Родительское внимание.

- Когда я работала учителем, в одном классе был мальчик, он постоянно всех выводил из себя, как будто бы "нарывался", отца в школу вызывали, маму, - вспоминает педагог "в отставке" Лилия Ивановна. - А потом оказалось, что он просто хотел больше времени проводить с мамой и папой, пусть даже за "разборками". Родители у него разводились…
Понятно, ребенок выбрал сомнительный способ, но как он может поступать "правильно", не имея жизненного опыта? Под детский прицел попадает в первую очередь школа: учителя и соклассники - те, с кем он проводит большую часть времени.

Мало у кого в памяти не найдется пары-тройки историй, как его одноклассник или даже он сам доводил учительницу до слез. Я помню, как один мальчик, довольно рослый для своих лет, схватил стул и замахнулся на учителя истории - так он отреагировал на замечание. Женщина оцепенела, было видно, что потрясена до глубины души, но она не стала отвечать на грубость грубостью. Просто молча вышла из кабинета. На урок, правда, так и не вернулась…

Сохраняя рассудок

Конечно, нельзя утверждать, что каждый школьник-хулиган действует с каким-то глубоким социальным мотивом. Иногда хамство - это просто хамство.

- Учителей понять тоже можно. Терпеть поведение некоторых учеников действительно сложно, но педагог - это все-таки психологически подготовленный человек, - напоминает психолог Венера Кокенова. - Он должен уметь отделить свои переживания от процесса обучения и не поддаваться на провокации.
А провокации могут быть не только со стороны ребенка, но и их родителей. Школьный чат. Порой это страшный сон любого адекватного родителя. Десятки сообщений, большая часть которых касается домашних заданий и… упреков к классному руководителю. То педагог не вовремя о чем-то сообщил - то слишком рано, то слишком поздно - то незаслуженно поставил двойку, то еще что-то. Далеко не все мамы и папы считают нужным сдерживать свое негодование и предпочитают "выяснять отношения" с учителем публично. А учитель все пропускает через себя... И как тут не сорваться?

- По себе знаю, работать в школе непросто, но я никогда не позволяю себе срываться. Зачем мне портить свои нервы, - делится учитель английского языка Наталья Александровна. - У меня, например, есть проблемный класс, никак не хотят дети учить язык. Ни один. В конце четверти я ставлю соответствующую оценку, а потом ко мне прибегают родители и интересуются, почему у их чад такой низкий балл. Бывает, злятся, ругаются. Я всем советую провести беседу сначала с ребенком, объясняю причину плохой успеваемости, но в следующей четверти история повторяется…

Терпения и профессионализма, чтобы сохранять спокойствие, хватает не всем педагогам. Некоторые не могут найти общий язык и с дошколятами. Около месяца назад в Актобе воспитательница одного из детских садов "прославилась" на всю страну. Она так хотела научить малышей алфавиту, что решила вбивать им знания в голову. Буквально. С криком. Видимо, она очень хотела привлечь к себе внимание руководства… И ей это удалось. Видео инцидента взорвало Интернет.

Самое страшное, что другие дети реагировали на действия воспитателя абсолютно спокойно. Привыкли? Воспитательницу с психологическим(!) образованием уволили, заведующая детсадом понесла дисциплинарное наказание. А управлению образования акиматом было поручено провести профилактическую работу во всех школьных и дошкольных учреждениях…

А судьи кто?

Наверное, каждый, кто увидит подобную картину, подумает: как можно так жестоко обращаться с ребенком? Но что же такое это пресловутое "жестокое обращение с ребенком"? Где та тонкая грань между просто строгим воспитанием и ущемлением прав? Кто решает, как нужно ударить ребенка, чтобы это считалось не отеческим шлепком, а избиением?

С этим вопросом мы обратились в Департамент полиции ВКО. Оказалось, что четкого регулирования этой сферы просто нет.

- В законодательстве не дано определения и понятия "жестокое обращение с несовершеннолетними", - пояснил заместитель начальника ведомства полковник Джанболат Калетаев. - Однако этот пробел восполнен нормативным постановлением Верховного Суда "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".
В нем сказано: "Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)".

Здесь речь идет конкретно об отношениях родитель-ребенок. За это нерадивых мам и пап, понятно, могут лишить родительских прав. А как быть с учителями?

- За физическое наказание детей со стороны родителей и педагогов предусмотрена ответственность по статье 140 УК РК "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" и статье 141 УК РК "Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей", - отметил Джанболат Калетаев.

Все это вовсе не означает, что ответственность лежит исключительно на плечах учителя и он должен молча, боясь штрафов или ограничения свободы, а именно это предусматривает наказание по вышеуказанным статьям, терпеть любое поведение учеников.

Регулирование подобных вопросов станет многограннее, а в некоторых случаях даже справедливее, если утвердят Законопроект "О статусе педагога". В нем, как мы помним, предусмотрен пункт об уважении к учителю, защите его чести и достоинства. За оскорбление преподавателя или нарушение других его прав может быть введена административная ответственность.

Как бы там ни было, а в Управлении образования ВКО нам сообщили, что в 2018-2019 годах не было зафиксировано ни одного факта грубого отношения педагога к ученику. Не было таких случаев и в учреждениях среднего технического и профессионального образования, и в учреждениях дошкольного образования. Но только… не было зафиксировано или не было вовсе?

Судя по докладам Уполномоченного по правам человека в РК, находящимся в свободном доступе, в последний раз проблемы насилия в отношении детей в общеобразовательных школах исследовали в 2012 году. Тогда из 4207 опрошенных учеников 24% (1009 детей) сообщили о случаях насилия и дискриминации со стороны других учеников. Тогда же выяснилось, что 20% опрошенных учителей поддерживают применение телесных наказаний в отношении детей.
Следующая →