Өскемен
ясно
+14°
  • Өскемен
    +14°
  • Алматы
    +19°
  • Астана
    +8°
  • Ақтөбе
    +15°
  • Актау
    +15°
  • Орал
    +17°
  • Қарағанды
    +10°
  • Көкшетау
    +7°
  • Қостанай
    +9°
  • Қызылорда
    +21°
  • Павлодар
    +7°
  • Петропавловск
    +5°
  • Тараз
    +14°
  • Туркестан
    +14°
  • Шымкент
    +14°
$
448.56
+0.67
478.03
+1.25
¥
61.97
+0.08
4.79
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Анна Коцарева
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Кто виноват в том, что дети не хотят учиться

Как не отбить у ребенка охоту учиться и привить ему если не любовь, то хотя бы стремление к знаниям

Не хочу учиться, хочу жениться?

Ксения (имя изменено) - учитель английского языка. В этом учебном году она впервые пришла работать в школу. Ксения обучает азам английского учеников начальных классов. Один из классов, четвертый, оказался проблемным.

- Это очень непростые ученики, - рассказывает Ксения. - Нет, они способные, у многих из них я вижу потенциал, но они не хотят раскрываться. Наотрез отказываются!

По словам молодого педагога, ребята не идут на контакт, откровенно не обращают внимания на учителя и в открытую заявляют о нежелании работать.

- Одна девочка как-то раз прямо сказала: "Я хочу стать домохозяйкой. Не нужен мне ваш английский!", - продолжает педагог. - Не все, конечно, такие дети в этом классе, но большая часть…
Ксения хочет привить детям любовь к языку, хочет делиться знаниями. Но когда встречаешь такое сопротивление, поневоле опускаются руки.

- После урока в 4 "В" я весь день хожу без настроения, - признается языковед. - Хотя уже научилась не пропускать это через себя, но осадок все равно остается…
Как же быть молодому учителю в такой ситуации? Ведь постоянными двойками делу явно не поможешь… Для начала попробуем выяснить, в чем могут крыться причины такого поведения.


Ученик ­- мУченик

Часто бывает так, что чадо с нетерпением ждет 1 қыркүйек, но спустя пару недель школьной жизни превращается в маленького "нехочуху", которому все надоело и ничего не интересно.

- Это называется красивыми словами: отсутствие мотивации, а проще говоря, лень, - поясняет психолог Венера
Кокенова.

- Хорошо, если малыш открыто заявляет, что он не хочет учиться, как бы парадоксально это ни звучало, - продолжает психолог. - Хуже, если нежелание скрыто: он прогуливает школу и лишь создает видимость учебы.

В такой ситуации важны доверительные отношения в семье. Угрозы вроде "Не будешь учиться - заберу телефон!" или "Слышать ничего не хочу, ты ДОЛЖЕН учиться на пятерки!" могут лишь усугубить проблему.

- Родителям важно понимать, что ребенок может учиться и на "3", - считает Венера Кокенова. - У каждого ведь свои интеллектуальные, психологические возможности и тип нервной системы.

Проще говоря, ребенок не может "прыгнуть выше собственной головы", а постоянные невыполнимые требования чреваты неврозами.


Покажите "класс"!

Часто мамы и папы сами формируют предвзятое отношение ребенка к учебе. Например, сидя вечером на кухне, вместе с чадом обсуждают и осуждают все: новую систему образования, "которая ни к чему хорошему не приведет", молодую учительницу, "которая ничему не сможет научить"… Список продолжите сами.

- Родители должны формировать у ребенка уважительное отношение к учителю и учебному процессу, - напоминает Венера Кокенова. - Родители и учитель находятся "в одной лодке" и должны помогать друг другу. Часто бывает так, что мамы вверяют чадо в руки педагога и считают, мол, все: учитель всему научит. Но чуда не будет!
Без поддержки родителей ребенок просто "потеряется", у него пропадет всякое желание учиться, останется лишь неопределенность и давление со стороны общества.

Учитель начеку

От чуткости и профессионализма педагога тоже многое зависит.

- Важно вовремя заметить проблему и уловить взаимосвязь между потерей интереса к учебе и тем, что стало тому причиной, - говорит Венера Кокенова. - Бывают случаи, когда нужен комплексный подход - всегда можно обратиться к школьному психологу. Он поможет и выстроить работу с "трудным" ребенком, и не допустить эмоционального выгорания учителя.

Важно найти к ученику подход, ведь у него еще нет жизненного опыта. Обязанность взрослых - поддержать "заплутавшее" чадо и помочь ему встать на верную тропу.

- Они должны мотивировать ребенка, а не бороться с его нежеланием учиться, - утверждает Венера Кокенова. - Когда мы давим, то получаем лишь противодействие. Ребенку нужно объяснить, зачем и для чего он учится.

Психолог напоминает, что обучение подрастающего поколения - это наше общее дело: родителей, учителей и просто окружающих людей.

- Учительский авторитет складывается из множества мелких событий и фактов: что ребенок слышит о педагоге дома, на улице, в СМИ, из уст сверстников, бабушек, кого угодно, - поясняет Венера Кокенова.

Не бывает чужих детей. Нет и человека, который не имел бы влияния на молодое поколение. А пока оно подрастает, нужно научиться слышать ребят, правильно интерпретировать их слова, уметь увидеть в них потаенный смысл и ни в коем случае не делать вид, что "я ничего не слышал".

Причины отсутствия мотивации

Психологическая неподготовленность к знаниям.

Кроме умения считать, читать и т.д., есть еще умение делать не только то, что нравится, но и то, что нужно.
Этот навык формируется у ребенка только при его наличии у родителей.

Биологическая неподготовленность. Например, рука ребенка физически "не готова" держать ручку и писать, а его уже водят по подготовительным классам. Эта, казалось бы, легкая работа дается ему с большим трудом.

В результате малыш расходует энергию на задания, заведомо ему непосильные.

Социальная неподготовленность. Трудности адаптации могут привести к снижению желания учиться. Ребенка нужно научить наладить контакт с окружающим миром.

Симптомы "школьного невроза":

  • Устойчивое сниженное эмоциональное состояние.
  • Раздражительность.
  • Сниженная успеваемость.
  • Отсутствие желания учиться.
  • Рассеянность.
  • Нарушение сна.
  • Частые простудные заболевания.

В копилку родителям:

  • Никогда при ребенке не говорите о школе и учителе плохо.
  • Чтобы понять учителя лучше, поставьте себя на его место.
  • Не позволяйте эмоциям брать верх над разумом. Нельзя срываться на ребенке,
  • например, при совместной подготовке
  • домашнего задания.
  • Следите за режимом ребенка. Дисциплина ­ залог самостоятельности.
  • Детям важно чувствовать, что их понимают, что в них верят. Помните, когда малыш чем­то расстроен, ему труднее сосредоточиться и усвоить материал.
  • В случае школьного конфликта будьте
  • понимающим родителем, который всегда рядом.
  • Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка.
  • Занимайтесь самообразованием в свободное время. Дети склонны копировать ваше поведение.
  • Принимайте участие в жизни класса. Школа должна стать частью семьи.
Следующая →