От аквакультуры до экспорта: как в Курчумском районе рыбный кластер развивают
4 тысячи тон рыбы планируют выловить из Зайсана и переработать в ТОО "Төре-Тоғам", но, чтобы достичь таких объемов, в прошлом году рыбоводы выпустили в озеро около 3 млн сеголеток
Рачительный, хозяйственный подход и работа в полной гармонии с природой – основополагающие принципы развития рыбного кластера "Төре-Тоғам", передает корреспондент Устинка LIVE.
Шесть рыбохозяйственных участков на озере Зайсан и Бухтарминском водохранилище в активе кластера, работают на прогрессивно развивающемся производстве порядка 200 человек. "Төре-Тоғам", к слову, действует в тесном содружестве с соседями с другого берега – ТОО "Дигам", имеется два перерабатывающих продукцию завода. Нужно отметить, что, начиная с 2013 года, объединились рыбаки Курчумского и Самарского районов, подняли с колен рыбную отрасль, благодаря профессионализму, хозяйственной жилке и энтузиазму учредителя и директора - Нурлана Касымханова.
У водоема должен быть хозяин!
Не владелец и собственник, а именно заботливый, вкладывающий и финансы в развитие, и душу в процветание, знающий и любящий свое дело, свою малую родину - хозяин. Только тогда благодарная природа ответит милостью, одарит хорошим уловом.
Мы должны грамотно помогать природе и жить по законам наших предков, которые испокон веков занимались на Зайсане рыболовством, - уверен Нурлан Касымханов. – Это уникальное озеро с чистейшей водой, а наша рыба – вне конкуренции в Европе и Китае. Натуральный бренд! Вот чем мы должны гордиться, доказывать делом и продвигать здесь, на внутреннем рынке Казахстана. Чтобы и в районе, области, стране люди ценили и понимали, насколько отличную, чистую и полезную продукцию они употребляют.
А гордиться есть чем. Почти 10 лет пытался "пробить" Нурлан Есимханович совместно с руководством района восстановление водоотводного канала и плотины, существующей еще с советских времен, а в годы независимости пришедших в полную непригодность. Канал питал когда-то два искусственных озера Кенжебай и Бурманколь, которые теперь в частной собственности и принадлежат "Төре-Тоғам".
Чтобы серьезно заниматься аквакультурой, разводить здесь собственную молодь, нужно было сначала привести в порядок водоемы. Решения проблемы не удалось добиться на государственном уровне, ни на местном, ни на республиканском. Тогда рыбоводы вложили в это собственные средства и совместно с филиалом "Казводхоза" прочистили канал, отремонтировали плотину. К слову, дополнительная помощь по орошению курчумским растениеводам.
Теперь после рекультивационных работ наши озера чистые, богатые кислородом, полностью соответствуют всем нересто-вырастным нормативам, - говорит заместитель директора ТОО "Төре-Тоғам" Кайрат Бердыгожин. - В Карагандинском питомнике мы купили 2 миллиона личинок карповых, "посадили" их в садки, выращиваем их до осени здесь — в озерах, а потом выпустим в Зайсан сеголеток. В прошлом году по плану зарыбления мы выпустили 2,8 миллиона. Сейчас в основном разводим гибриды — красных, белых, желтых карпов. В планах довести поголовье до 10 миллионов, в том числе пробуем работать с форелью. Хотим организовать здесь спортивно-любительское рыболовство.
Заместитель директора ТОО "Төре-Тоғам" Кайрат Бердыгожин
К слову, мечта Нурлана Касымханова организовать здесь на озерах чемпионат Казахстана по спортивно-любительской рыбалке. Интересно, что специально в хозяйство был приглашен высококвалифицированный технолог-ихтиолог Заур Огай, который в Голландии специализировался на разведении редких осетровых пород рыб. К слову, стоимость килограмма желтой икры достигает 18,5 тысяч евро.
Технолог-ихтиолог Заур Огай
Кроме карповых разводим белого амура и толстолобика — наших замечательных санитаров, - делится секретами эксперт. - Они хорошо едят корни камыша, водоросли и всякий мусор, очищая озера. А по чистой воде и судак-хищник свободно ходит, комфортно ему. В Зайсан, как вырастим, пустим. Из икры наших маток буду личинки выводить в инкубаторе, чтобы не закупать дорого в питомниках. Приехал из Азербайджана, и хоть зовут на родину, золотые горы обещают, я рад, что увидел этот прекрасный край. Не уеду, пока не налажу здесь воспроизводство как часы.
Все важно для рыбозаводчиков, в том числе и корма. Их покупают специальные, дорогие, отдельно для личинок, сеголеток, годовиков и взрослого поголовья. И кормят как младенцев, буквально по часам, главное, чтобы росли и крепли.
Свое ловим и перерабатываем…
На момент нашей командировки в Курчумский район непосредственно рыбзавод не работал — действовал запрет на рыбную ловлю из-за нереста. Здесь это стало всеобщим табу.
Всем говорю, рыбакам, аксакалам, молодежи, полтора месяца мы должны лежать, не ловить, - поясняет Нурлан Касымханов. - Это же как человеческие роды! Рыба должна спокойно отнереститься. Браконьерство нельзя допускать, если хочешь, чтобы потом рыба была. Многие прислушались, в последнее время практически нет у нас нарушений запрета на ловлю. Это очень радует.
Но без дела в "Төре-Тоғам" не сидят, все производственные участки завода отремонтировали, обновили, подготовили к новому сезону переработки. Подумали здесь и об очередном улучшении качества будущей продукции. В Норвегии — лидере рыболовного промысла — закупили вертикальные скороморозильные камеры, которые способны в течение трех часов заморозить до 12 тонн свежевыловленной рыбы.
Свою продукцию в первую очередь мы поставляем на внутренний рынок, наши земляки, казахстанцы должны кушать чистую, вкусную, абсолютно халал-продукцию, - подчеркивает Нурлан Есимханович. - На экспорт отправляем, конечно. В Европе очень ждут нашу рыбку. Но самый большой потенциал — это Китай. Как границы они открыли поставили уже 150 тонн рыбы. У нас полностью безотходное производство — рыбокостную муку закупают местные птицефабрики, берет Беларусь, Россия и другие страны.
Проблемами здесь считают короткие сроки разрешений на пользование рыбохозяйственными участками, сейчас — почему-то именно в ВКО - дают лишь на пять лет. Это мешает долгосрочному планированию работы, развитию.
Также хотелось бы снять запрет на китайские ставные сети, - комментирует учредитель "Төре-Тоғам". - Мотивируют, мол, рыбу они травмируют. Считаю, не так это. Мы не ведем траление наших участков, поэтому и нет опасности для рыбы. После себя все выбираем из озера. Европейские неводы в наших условиях не подходят, глубину не берут. А значит, нерационально мы используем рыбные запасы. У рыбы тоже своя иерархия есть, на поверхности ходит молодняк, взрослая, большая рыба прячется на самых нижних горизонтах, срок жизни у нее 7-8 лет, потом умирает и пропадает.
Проблему нехватки специалистов Нурлан Есимханович считает вполне разрешимой. Он уверен, нужно давать дорогу молодежи: стоять рядом, помогать, обучать, создавать условия, обеспечивать соцпакет. И все будет в порядке. Оптимистично воспринимающий жизнь предприниматель даже расплодившихся бакланов считает отличным признаком того, что рыбы на участках много. Баклан — птица мудрая, не будет гнездится там, где пропитания нет, а значит, уловы в этом году рыбакам Курчума обеспечены.