Рекордные показатели объема услуг в сфере издательского дела наблюдаются в РК
По данным аналитиков, газеты, журналы и другая периодика в издательской деятельности занимают 44,5%
Объем услуг в данной сфере составил 61,5 миллиардов тенге, передает корреспондент Устинка LIVE.
На сайте EnergyProm.kz уточняется, что годовой рост в стоимостном выражении — на 14,3%. Прошлые годы для этого вида бизнеса были непредсказуемыми: объемы услуг в секторе то падали, то резко возрастали.
В прошлом году совокупный объем услуг в этих трех сегментах составил 27,4 миллиардов тенге. Показатели здесь также росли неравномерно. Например, издание журналов и прочей периодики в прошлом году составило 5,8 млрд тг (плюс 7,2% к 2021-му), а годом ранее наблюдалось падение на 13,9%.
Услуги по печати газет за январь-декабрь 2022 года составили 21,6 млрд тг, с ростом к предыдущему году на 15,9%.
Бизнесу, занятому в таком виде деятельности, как издание газет, приходится непросто.
Если отследить изменение цен на услуги типографий для печати газет, то за 2017–2019 годы и в 2022-м удорожание в секторе не превышало 3%. А в годы пандемии издательства и вовсе сильно «просели» по ценам, им пришлось снизить расценки на 5%–7%, - отметили специалисты.
Иная ситуация наблюдалась по производству бумаги и бумажной продукции. Основное сырье для выпуска газет существенно дорожало каждый год за исключением 2019-го. В прошлом году бумага стала дороже на 16,4%, в предыдущем 2021-м — на 8,6%, а в 2018 году — и вовсе на 28,3%.
Данный фактор отразился на стоимости конечной продукции — непосредственно печатного номера газеты.
Ухудшение финансового положения редакций, которые столкнулись с ростом затрат на печать бумажных версий газет, спровоцировало также и отток рекламодателей из прессы в онлайн-СМИ и на ТВ.
Одна из часто упоминаемых причин закрытия СМИ — финансовая несостоятельность бизнес-модели газеты как таковой. Поэтому многие редакции, принявшие решение продолжить работу после закрытия бумажной версии газеты, переходили полностью в электронный формат и находили новые формы работы с аудиторией и рекламодателями, - подчеркнули аналитики.
Другие упоминаемые причины закрытия, также повлиявшие на экономическое положение редакций, это потеря интереса аудитории и, как следствие, падение тиражей и снижение доступности точек продажи прессы.