Несколько строительных компаний на грани остановки в Шымкенте
Не успела начаться посевная, как в стране снова заговорили о нехватке дизельного топлива
Владельцы бизнеса жалуются Палате предпринимателей Шымкента на то, что на АЗС города стало невозможно заправиться соляркой, потому что ее нет, а где она все же осталась - приходится стоять в очень длинных очередях с лимитом на объем, передает корреспондент Устинка LIVE.
Транспортно-строительные компании, имея на руках действующий договор с поставщиком топлива, вынуждены приобретать меньше положенного. На просьбу строительных компаний заключить договор на приобретение дизельного топлива по талонам, поставщики отказывают. Тем, кто хочет приобрести солярку в розницу, говорят, что ее нет. В результате предприниматели по несколько дней вынужденно колесят от одной АЗС до другой, сталкиваясь с посредниками, предлагающими топливо по завышенной цене.
Руководители строительных компаний заявили, что вынуждены приостановить строительные работы.
Мы произвели предоплату за дизтопливо и битум задолго до образовавшегося дефицита. И даже в таком случае сейчас не можем заправиться. Нам говорят, заправляйте спецтехнику на крупных заправках. Но там не заправляют в канистры. Вы же понимаете, что не вся строительная техника может доехать до АЗС, к примеру, башенные краны, экскаваторы и т.д. У нас срываются все сроки, мы имеем огромные объемы строительства и теперь мы вынуждены приостановить работу. Это грозит нам серьезными штрафными санкциями. Неужели нельзя организовать прямые поставки от давальцев и обеспечить тем самым бесперебойную поставку дизельного топлива тем, кто строит по государственным программам? - отмечает гендиректор строительной компании «Корпорация Береке А» Еркинкуль Оспаналиева.
Судя по выступлениям предпринимателей, эта компания – далеко не единственная, которая страдает бүгін от нехватки солярки.
Обострившаяся обстановка с недостаточным отпуском объема дизельного топлива достигла критической отметки. Причиной образовавшегося дефицита топлива называют остановку на ремонт Шымкентского НПЗ с середины наурыз. Отсутствие дизельного топлива приводит к вынужденным простоям на предприятии и убыткам. Снижаются зарплаты основного состава - водителей, многие из которых являются многодетными родителями, которые выплачивают немаленькие кредиты, оплачивают обучение детей в вузах. Не говоря уже о срыве сроков и качестве выполнения договоров с заказчиками, а также убытках, которые несут предприниматели, - отметила заместитель директора Палаты предпринимателей Шымкента Сабира Адамбекова.
Предприниматели считают, что еще одной причиной сложившейся ситуации являются организованные, налаженные годами схемы по нелегальному вывозу отечественных нефтепродуктов в близлежащие государства.
Владельцы бизнеса просят выровнять цены на ГСМ с соседними странами, а также отказаться от дифференцированного тарифа ввиду высоких коррупционных рисков.
В свою очередь, по словам представителей палаты, власти дефицит отрицают. Заместитель акима Шымкент Максут Исахов заявил, что солярка в городе есть и в достаточном количестве.
В городе дизельное топливо реализуют 9 нефтебаз и 196 автозаправочных станций. На 71 крупной заправке его продают, хотя по талонам и в ограниченном объеме (легковым авто – 100 литров, грузовым – 300 литров). Дизтоплива нет только на мелких АЗС, которым оно поставляется по завышенной цене (по 310 тенге за литр). Завтра в Шымкент прибудет 900 тонн из Атырауского НПЗ. Ежемесячная потребность города в дизтопливе составляет 10 тысяч тонн, - отметил он.
По словам Максута Исахова, власти готовы провести работу напрямую со строительными компаниями, которые остро нуждаются в дизтопливе. Он также заверил, что поднятые проблемы спекуляции и коррупции будут переданы Министерству энергетики РК в официальном обращении администрации города.