Өскемен
пасмурно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Советы эксперта: как в РК не попасть в сети кредитных мошенников

Злоумышленники изобретают новые и все более хитроумные схемы, чтобы обмануть как можно большее число казахстанцев и заполучить их персональные сведения

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / Советы эксперта: как в РК не попасть в сети кредитных мошенников
Фото:
Устинка LIVE

О методах обмана и способах защиты от него рассказал директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев, передает корреспондент Устинка LIVE.

Аферисты размещают объявления в соцсетях, в основном в Instagram, предлагая гражданам посреднические услуги по оформлению кредита наличными со 100%-ной гарантией, без залога и предоплаты, а также товарных кредитов с последующим выкупом. Взаимодействуют мошенники с гражданами, которые откликнулись на их объявления через WhatsApp, в котором есть режим исчезающих сообщений. Это удобно, поскольку позволяет быстро замести следы и не тратить время на удаление переписки.

Денежные кредиты

Одна из схем, которая появилась в Казахстане, связана с оформлением микрокредитов мошенническим способом.

Якобы в целях оформления займа интернет-мошенники уточняют у потенциальной жертвы необходимую сумму кредита и личные сведения: данные документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты платежных карточек, номера счетов и так далее, - поясняет Александр Терентьев. - Целью мошенников является оформление на пострадавшего кредитов, существенно превышающих потребности заемщика.

Злоумышленников особенно интересует наличие у граждан личных кабинетов на популярных ресурсах онлайн-кредитования. По их словам, эта информация необходима для того, чтобы оформить выгодный кредит, который кредитные организации стопроцентно одобрят.

На самом деле мошенники делают все возможное, чтобы получить доступ к личным кабинетам граждан со своих устройств. Для восстановления пароля они запрашивают SMS-код у доверчивых "клиентов", объясняя это тем, что необходимо оформить и подать заявку на микрокредит. "Взломав" личный кабинет, мошенники с легкостью могут изменить мобильный номер, привязанный к онлайн-сервису, и указывают свой номер, зарегистрированный на подставных лиц. Далее они начинают подавать от имени жертвы заявки в различные МФО на получение онлайн-займов.

В случае одобрения микрокредита, мошенники просят заемщиков перевести всю сумму займа или ее часть на баланс указанного ими номера телефона для якобы досрочного закрытия полученного займа и направления новой заявки. Они убеждают заемщиков, что так надо обязательно сделать, чтобы система скоринга кредитной организации считала их "лояльными клиентами" и в дальнейшем позволила взять сумму в разы больше, - комментирует эксперт. -Либо же мошенники обманным путем получают персональные и платежные данные заемщиков, и, соответственно, доступ к их онлайн-банкингу, к примеру, через приложение AnyDesk. Затем они переводят все средства со счетов граждан на счета третьих лиц – дропперов или на баланс подставных номеров телефона, затем выводят эти деньги и удаляют переписку.

Дропперов мошенники обычно "нанимают", чтобы они переводили незаконно полученные деньги между разными счетами. Это позволяет преступникам запутать свои следы и усложнить работу следствию. При этом мошеннические переводы могут совершаться в разных странах и от имени разных людей. За свою работу дроппер может получать процент от денежных средств, которые с его помощью перевели злоумышленники. А заемщик остается у разбитого корыта – без денег и без доказательств того, что он доверился мошенникам.

Товарные кредиты

Еще одна схема связана с "помощью", которую оказывают "кредитные помогайки" по оформлению товара в кредит или в рассрочку. Получив персональные данные заемщиков, которые откликнулись на их объявления, мошенники со своих мобильных телефонов и с использованием номеров, зарегистрированных на подставных лиц, на сайтах продавцов электроники выбирают товар и с помощью заемщика оформляют его в кредит или рассрочку. При этом злоумышленники указывают свои номера, куда приходят SMS-коды для рассмотрения заявки. Изобретательные аферисты также указывают способом доставки либо самовывоз из магазина, либо доставку курьером по указанным ими адресам.

Получив одобрение по кредиту, злоумышленники сообщают заемщикам, что у них не получилось оформить товарный кредит, или же они оформляют несколько товаров, а своему "клиенту" передают только один, - резюмирует представитель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

При выдаче товаров мошенникам поступает SMS-код, который они сообщают работнику магазина или курьеру. Получив товар, они с помощью подставных лиц стараются его побыстрее реализовать, а на связь с заемщиком, разумеется, уже не выходят.

Столкнулись с мошенниками – что делать?

  • Необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы, а также в банк, чтобы заблокировать свои карточки.
  • Обязательно поменяйте пароли от личного кабинета в банковском приложении на онлайн-сервисах по оформлению микрокредитов.
  • Раз в квартал проверяйте свою кредитную историю, чтобы убедиться, что мошенники не оформили на ваше имя фиктивный заем. Персональный кредитный отчет можно получить в кредитных бюро (Государственное кредитное бюро или Первое кредитное бюро), в ЦОНах или на сайте egov.kz. По закону один раз в календарный год персональный кредитный отчет можно запросить бесплатно.

Соблюдайте простые правила безопасности, чтобы уберечь свои данные от финансовых мошенников:

  • Не верьте посредникам, которые предлагают вам оформить банковские займы или микрокредиты на выгодных условиях, не давайте денежного вознаграждения за оформление кредита. Это мошенники. Обращайтесь за займами и микрокредитами напрямую в банки или микрофинансовые организации.
  • Не передавайте посторонним лицам через WhatsApp, Telegram, Viber и другие мессенджеры информацию о себе и своей карте: пароли, логины, коды и другие личные данные (ИИН, номер удостоверения личности или паспорта, реквизиты платежной карты: трехзначный код с обратной стороны карты (CVV/CVC-код), ее номер, срок действия и другое).
  • Не публикуйте в социальных сетях фотографии своих документов, удостоверяющих личность, и платежных карточек.
  • Не скачивайте по инструкции незнакомых людей приложения, которые могут быть вирусными, шпионскими или позволяют третьим лицам дистанционно управлять вашим устройством, например, AnyDesk или TeamViewer.
  • При открытии счета или карты подключите услугу SMS- или push- уведомлений об операциях.
  • Используйте сложные пароли в своем мобильном банковском приложении, а также для почты и аккаунтов в соцсетях. Пароли должны быть разными.
  • Регулярно обновляйте антивирусное ПО на своих устройствах. И будьте всегда бдительны и осторожны!

Следующая →