Как на Аблакетке в Усть-Каменогорске всего за год построили более сотни домов
Рабочий поселок, средоточие строительства Усть-Каменогорской ГЭС, в 1949 году получил более 160 новых строений и обзавелся названием - Комсомольский городок
1949 год оказался весьма богат на события. Значительным этот год явился и для строительства Усть-Каменогорской ГЭС, для становления поселка Аблакетка в том виде, в котором он известен сейчас.
В 1943 году был образован союзный трест "Казгидроэнергострой" со штаб-квартирой в поселке Аблакетка. Высокий статус организации поначалу не влиял на улучшение снабжения стройки Иртышского гидроузла инженерными кадрами и рабочей силой, оборудованием и жильем: всего этого никак не обеспечивал московский главк, "Главгидроэнергострой". В годы войны на тяжелейших работах по подготовке котлована будущей гидроэлектростанции трудились исключительно женщины и подростки. И в послевоенные годы строительство шло весьма тяжко: нередки были случаи, когда вербованные на стройку рабочие, обнаружив отсутствие жилья и минимальных бытовых условий, отказывались от работы и уезжали. Хотя стройка имела исключительную важность для освоения промышленности. Например, рабочий поселок Аблакетка как отдельная административно-территориальная единица стал отмечаться на географических картах Советского Союза.
Первые изменения
О ситуации с жильем красноречивее всего говорят документы. В справке о состоянии обобществленного жилого фонда поселка Аблакетка, датированной октябрем 1948 года, жилищно-коммунальный отдел управления "Иртышгэсстрой" указал всего лишь 85 домов у себя в наличии, это чрезвычайно малое количество домов общего пользования для разрастающейся стройки. Жилых построек возникало очень мало: отдельные дощатые коттеджи и саманные бараки, а также шло неспешное строительство квартала домов для инженерно-технических работников «Иртышгэсстроя» – «Дома ИТР» в логу возле механических мастерских – позже ремонтно-механического завода, ныне ТОО «Гидросталь». Однако застой в строительстве затягивался. Площадки «Алтайполиметалла» и «Иртышполиметалла», строящихся "почтового ящика" – УМЗ и цинкового завода требовали энергии. 28 қаңтар 1949 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о решительных мерах по оказанию помощи строительству Усть-Каменогорской ГЭС. Кстати, неделей ранее, 20 қаңтар 1949 года вышло распоряжение по тресту "Казгидроэнергострой" о сносе района Самострой – обширного скопления землянок на Аблакетке вдоль берега Иртыша – вдоль центральной улицы, автогужевой и железной дороги. Распоряжением предписывался разбор частных строений Самостроя, мешавших созданию производственных баз и расширению сети железной дороги. Срок по разбору построек установили до 1950 года. Так официально ликвидировали едва возникший в 1940-х годах район Аблакетки.
Решительная помощь
С претворением в жизнь постановления Совета Министров СССР и провозглашения стройплощадки Иртышского гидроузла ударной комсомольской стройкой помощь строительству пошла широчайшим фронтом. Совсем скоро нужно было завершить подготовительные работы, начать непрерывное возведение плотины. Требовались бетонщики, арматурщики, опалубщики и рабочие многих других профессий. Ожидалось прибытие сотен молодых трудящихся, трест "Казгидроэнергострой" активно занялся наймом и обучением персонала. Наконец-то, все структуры, начиная от самых высоких инстанций до подразделений треста, всерьез позаботились о постройке домов для рабочих и служащих поселка Аблакетка.
15 ақпан 1949 года московским «Главстандартдомом» было дано указание немедленно отгрузить в адрес Аблакетки первые комплекты стандартных домов. Выше "временного" поселка Аблакетка, на голых холмах был разбит палаточный лагерь, началось строительство двухэтажных домов из комплектов деталей, приходивших железнодорожным путем. К началу наурыз успели заложить шесть фундаментов. Типовые дома имели собственное название: К-8-45 – каркасный на восемь квартир образца 1945 года. Представляли они собой двухсекционное строение в два этажа с отдельными квартирами. На каменном фундаменте собиралась деревянная обрешетка, которая заполнялась минеральной ватой и обшивалась досками, ставились готовые оконные блоки и деревянные перекрытия, затем дома обивались дощечками. Фасады этих домов были оштукатурены лишь десятилетия спустя и за свою не лучшим образом сохраняющую тепло структуру такой тип каркасно-засыпных домостроений в народе назвали "каркасно-щелевые". Особенностью этих домов были не только отдельные квартиры, что было невиданной роскошью для Аблакетки того периода. Они отличались наличием центрального отопления, будучи заранее спроектированными без отдельных печек. Дома строились поточно-скоростным методом, с поочередным переходом бригад от одного дома к другому по мере завершения тех или иных работ. И ещё не были построены, как в газете "Большевик Алтая" от 6 наурыз 1949 года новый район был назван: "Комсомольский городок на Иртыше". Лучше наименования для района, принимавшего строителей-комсомольцев, и не найти. Эти стандартные двухэтажки на Аблакетке получили собственное наименование – "Глотовские дома". Откуда это название? Изготовитель комплектов – Глотовский деревообрабатывающий комбинат в Ульяновской области. Поселок, где находился комбинат, издавна славился лесной промышленностью и поставлял сборные дома по всему Союзу. Тем временем сохранялась огромная потребность в расселении прибывающих, двухэтажных домов явно не хватало. И в планах на март месяц значилось прибытие сорока пяти одноквартирных домов.
"Финские" домики
Аблакетка, март 1949 года. Железнодорожное хозяйство "Иртышгэсстроя". Состав за составом, вагон за вагоном прибывают сборные дома. Путь их начинался в Германии и Финляндии, перевалочные пункты - Брест, Ленинград, Калининград, прибытие на Защиту, затем доставка железной дорогой Защита-Иртышгэс до Аблакетки. Отдел гражданского строительства "Гражданстрой" управления "Иртышгэсстрой" взялся за безостановочную работу. Как и автотранспортная контора: сколько фундаментного камня, сколько деталей домов требовалось перевезти для будущих кварталов нового городка. На некогда диких голых холмах чрезвычайно быстро росли улицы щитовых домиков. Откуда прибывали комплекты, да в таком количестве? В послевоенные годы часть заводов в советской оккупационной зоне Германии была демонтирована и вывезена в СССР, оставшаяся промышленность Германии, а также Финляндии начали выпуск продукции в адрес Советского Союза. Как итог, в конце 1940-х годов в Советском Союзе были построены многие тысячи домов из европейских комплектующих. Так, к зиме 1949-1950 годов сборными домиками был застроен Комсомольский городок на Аблакетке. Вслед за улицами Горной и Комсомольской в 1949 году образовались улицы Больничная и Физкультурная, застроенные домами из немецких и финских частей. История сохранила документальное наименование домиков с черепичными крышами – «Тип 4». Однотипные коттеджи «Тип 4» появились и возле строящегося стадиона – на улице Театральной, а также на улицах Северной и Садовой. Сборными щитовыми жилищами были образованы улицы, позже названные Первым и Вторым Одесскими переулками, а также Селекционный переулок. На Первой Коммунальной и Первой Автогаражной улицах выросли ряды "финских" домиков – маленьких и побольше, одно- и двухквартирных. Все они получили четырехзначные построечные номера, вместо названий улиц в документах и газетах зачастую писали, к примеру, "Комсомольский городок, дом 1594". Таких номеров было присвоено очень много, и масштабы поставок весьма красноречивы: к 1 мамыр 1949 года прибыло 106 комплектов домов, к 1 тамыз эта цифра возросла до 138 штук. В течение лета и осени также шла беспрерывная подготовка фундаментов, сборка и постройка комплектов домов.
Наследие гидростроителей
На Аблакетку по состоянию на 25 қараша 1949 года сборных домов прибыло 163 штуки, из них на тот момент было собрано 150, в свою очередь принято в эксплуатацию 139 единиц. В декабре сборкой и заселением последних единиц домов подвели итог массового строительства типовых зданий. Кроме того, в 1949-1950 годах появились двухэтажные стоместные молодежные общежития, возведение которых началось с запуском завода шлакоблоков в марте 1949 года. Трудом строителей Усть-Каменогорской ГЭС и был сформирован привычный ныне облик старой части Аблакетки, вместо впоследствии канувшего в лету «временного поселка». Остались и целые улицы коттеджей, и первые сборные двухэтажки, которые в наши дни называют "бараками", однако эти дома с отдельными квартирами еще жилые, хоть и требуют постоянного ремонта, а от жутких временных бараков на Аблакетке давно не осталось и следа. Как, впрочем, и от названия "Комсомольский городок", которое упоминалось среди населения вплоть до 1980-х годов и ныне практически забыто. Но спустя многие десятилетия на улочках Аблакетки можно встретить плоды неустанного труда инженеров и рабочих отдела "Гражданстрой" управления "Иртышгэсстрой", выполнивший лишь за девять месяцев 1949 года план по жилищному строительству на 137 процентов. Столь скоростное массовое строительство жилья происходило первый и последний раз в истории Аблакетки и оказалось довольно масштабным даже в рамках областного центра. Плотина строилась, близился час затопления водохранилища и наладки оборудования первых турбин. Жилых построек не хватало. Отдел коммунального хозяйства "Иртышгэсстроя" все еще содержал палаточный городок. Квартиры двухэтажных новостроек были приспособлены под общежития, в маленьких "финских" домиках жили по две-три семьи. Но поселок продолжал расширяться.