Өскемен
пасмурно
+14°
  • Өскемен
    +14°
  • Алматы
    +17°
  • Астана
    +10°
  • Ақтөбе
    +11°
  • Актау
    +12°
  • Орал
    +12°
  • Қарағанды
    +9°
  • Көкшетау
    +8°
  • Қостанай
    +8°
  • Қызылорда
    +18°
  • Павлодар
    +12°
  • Петропавловск
    +5°
  • Тараз
    +16°
  • Туркестан
    +12°
  • Шымкент
    +17°
$
445.95
-0.83
482.96
-1.04
¥
61.66
-0.11
4.82
-0.02
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Қазақстан Қазақстан Кристина Хорольская
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Air Astana отмечает 20-летие со дня первого коммерческого рейса из Алматы в столицу

Авиация - это не только полет над землей, улыбчивые бортпроводницы и статные пилоты, еще это слаженная и согласованная работа многих наземных служб

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / Air Astana отмечает 20-летие со дня первого коммерческого рейса из Алматы в столицу
Фото:
Фото автора

Часто, садясь в теплый, современный и чистый самолет, мы, порой, даже не задумываемся, какое количество людей трудилось над тем, чтобы мы могли сидеть в мягком кресле, неспеша попивать кофе и смотреть на виды с огромной высоты. Именно они - механики, инженеры, грузчики, агенты, диспетчеры - делают все, чтобы наш полет был комфортным, а главное — безопасным, передает корреспондент Устинка LIVE.

Именно труд сотен и тысяч невидимых обычному пассажиру сотрудников сделал компанию такой большой и успешной. В этом мы смогли убедиться сами, побывав вместе с журналистами из разных городов (из ВКО автор материала была одна) в святая святых - авиационно-техническом центре Нур-Султана, где воздушные суда Air Astana проходят техническое обслуживание.

Получив пропуска и пройдя необходимые строгие проверки, почти как в аэропорту сотрудниками отдела безопасности, мы заходим в ангар. Шумную компанию вездесущих акул пера уже встречает молодой, но очень опытный сотрудник Темирлан Багашар. Он - менеджер по технической поддержке, работе в компании отдал уже 11 лет. Свободно владеет казахским, русским и английским языками.

Здесь производят техническое обслуживание и поддержание летной годности всего флота. Кроме этого, осуществляют ремонт и обслуживание компонентов, запасных частей и оборудования, - отметил Темирлан. - Инженеры-механики выполняют свою работу в трех городах Казахстана: Алматы, Нур-Султане и Атырау. Есть стандарты того, как, что и насколько часто нужно осматривать в самолете: это прописано в техническом регламенте отдельно для каждого типа воздушного судна. Сроки и требования определяет конструкторское бюро и завод-изготовитель. Есть технологические карты: в них подробно говорится, как открутить гайку или болтик, куда их положить, откуда взять, как смазать - все до мелочей. Наши инженеры-механики хорошо знают английский язык, ведь вся техническая документация, как правило, на этом языке. Специалисты делятся на две группы: B1 (механическая часть) и B2 (электрическая).

Например, мы стали свидетелями того, как профессионалы осуществляют для белоснежного Airbus весом 77 тонн C-check- одну из наиболее сложных форм технического обслуживания самолета, которая проводится каждые 24-36 месяцев или 12000 часов налета.

Эта форма обслуживания подразделяется на С1, С2, С6 и С12 (D-cheсk). Для выполнения этой проверки требуется вывести самолет из эксплуатации на какое-то время (порядка 2-х недель), также требуется много пространства - ангар отлично для этого подходит, - объясняет Темирлан. - Авиационно-технический центр, в котором мы находимся, построен в 2017 году, одновременно вмещает четыре самолета (например, два Embraer и два Airbus, либо один Boeing и два Embraer). В планах компании построить еще один ангар. Также есть аналогичная база в Алматы, там она даже больше, чем в столице (хотя и эта впечатляет своими размерами - прим. авт.), потому что там есть цеха по обслуживанию компонентов - колес, тормозов. Наше техообслуживание по форме С1 подразумевает инспекцию самолета, ремонт, замену масел и компонентов, у которых вышел срок службы. Важно, что обслуживающий персонал, который выполняет С-check - это полностью наши квалифицированные специалисты. Это шестой С-check С1 на нашей практике, скоро будем подавать документацию на то, чтобы осуществлять работы еще и по форме С2. Помимо этого, мы делаем линейное сервисное обслуживание самолетов других авиакомпаний по контракту.

Airbus, который нам показали, стоит на техосмотре шестой день, для этой работы задействовано порядка 30 человек, работают по сменам, обязательно с ее передачей.

Наверное, больше всего летающих на самолетах или только собирающихся это сделать интересует главный вопрос: насколько они безопасны?

Самолеты нашей компании надежны, - отмечает Темирлан Багашар. - Так как парк воздушных судов новый не только по меркам Казахстана, но мира. Все машины, которые мы получаем, прямиком с завода, дополнительно к этому проводится постоянное техническое обслуживание.

Менеджер по техподдержке добавляет, если самолет летает в более сложных погодных условиях, то и обслуживают его немного по-другому. Например, в Нур-Султане важно, чтобы зимой двигатели лайнера были заглушены, иначе в них набивается снег, который превратится в лед, есть много и других моментов, о которых пассажиры даже не думают. Лайнер готовят к вылету за три часа до рейса. Капитальные ремонты двигателей делают за рубежом.

Всем было интересно, почему самолет, несмотря на то, что он не в рейсе, такой чистый, словно его вылет запланирован буквально через пять минут. Этому есть свое логичное объяснение.

Вообще самолет моют раз в месяц, это делают в Нур-Султане и Алматы, а в ангаре он стоит идеально чистым для того, чтобы специалисты могли видеть все возможные дефекты, - объяснили нам. - Красят по необходимости, например, судно попало под град или молния ударила. У нас даже есть специальный отдел, который занимается внешним видом самолета. Все они выглядят практически одинаково с брендовой атрибутикой, кроме одного авиалайнера Embraer 190-E2 с граффити барса на фюзеляже. Этого красавчика Air Astana приобрела пару лет назад.

Но случается и так, что в сияющий чистотой и белизной самолет может врезаться птица, и эстетически пострадавшая часть самолета - самое малое, что может от этого случится. На языке авиации такое столкновение называется Bird strike.

Да, бывали такие случаи, - отмечает Темирлан Багашар. - В основном страдают лопатки двигателя, сразу проводится осмотр взлетно-посадочной полосы и самой птицы. Все то, что попало в двигатель, отправляют на экспертизу, сам агрегат тоже тщательно проверяют и оценивают степень урона. За последний год на моей памяти Вird strike был зарегистрирован один раз. Кстати, это проблема для авиаторов всего мира, на территории аэропортов применяют различные методы отпугивания пернатых.

?А вандалы на рейсе бывают?

К счастью, очень редко. Но случается, что наклейка с информацией может быть где-то умышленно отклеена, или спасательный жилет из-под сиденья пропал...

?Темирлан, сложно ли стать частью вашей команды?

Скажу по-своему - все реально, пришел сюда после университета, подав резюме. Начинал в Алматы, затем перевелся в Нур-Султан. Кто-то получает квалификацию за рубежом, но у нас есть и своя тренинг-академия. Главные условия - инженерно-техническое образование по летательным аппаратам, хороший уровень знания английского языка и пять лет опыта. Поэтому сначала приходят на позицию механика, потом техника, после общего стажа в пять лет они могут подать уже на инженерную лицензию. Хороший инженер - на вес золота, в основном все наши специалисты взрощенные, здесь не нужны связи и деньги. Важно желание работать, развиваться и, конечно, любить самолеты. Лично мне авиация нравится тем, что она не настолько еще развита в нашей стране, как, допустим, в Европе, и мы только налаживаем этот процесс. Круто быть первыми, знать, что на тебя равняются, тебе доверяют. Если и вас с детства тянуло к технике, хотелось работать со сложными устройствами и механизмами, не откладывайте воплощение своей мечты - становитесь частью инженерного состава компании!

Вот такая она, незаметная для обывателей, но очень важная филигранная работа скромного, но невероятно умного и ответственного инженера-механика. Целых 20 лет постоянного развития, 60 авианаправлений, в том числе международных, 20 лет в небе...

Флот группы Air Astana вырос до 37 самолетов, включая Boeing 767, Airbus A320 / A320neo / A321 / A321neo / A321LR и Embraer­E2. С момента запуска в 2019 году авиапарк FlyArystan, бюджетное подразделение авиакомпании, вырос до 10 самолетов Airbus A320.

К сведению

За 20 лет Air Astana перевезла почти 60 млн пассажиров и более 250 000 тонн груза, выполнила свыше 600 000 рейсов со средней заполняемостью 70% и пунктуальностью полетов 85%.
Компания внесла вклад в экономику Казахстана, создав свыше 5 000 рабочих мест, которые сохранила в период пандемии. За эти годы перечислила около 120 млрд тенге (более 500 млн долларов США) в виде налогов.

С 2009 года программу подготовки пилотов Abinitio авиакомпании Air Astana прошли 259 курсантов, 60 из которых стали командирами, а 157 - первыми пилотами.

Авиаперевозчик отмечен международными наградами, 9 подряд (2012­2019, 2021) авиакомпания получала награду Skytrax (своеобразный "Оскар" для авиаиндустрии) как "Лучшая авиакомпания в Центральной Азии", трижды подряд награду Traveller’s Choice Award и столько же APEX Awards в период с 2018 по 2020 годы.

Следующая →