В Казахстане предлагают законодательно изменить сроки взыскания алиментов
Уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров направил в генпрокуратуру ряд предложений по совершенствованию механизма взыскания алиментов на содержание детей
В своем письме А.Шакиров отметил, что анализ поступающих в национальное правозащитное учреждение обращений свидетельствует об устойчивой тенденции неисполнения судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей и необходимости незамедлительных действий, в том числе надзорного характера.
Данная проблема обусловлена, прежде всего, несоблюдением судебными исполнителями сроков исполнения документов, частой их утерей, непринятием к должникам исчерпывающих законодательных мер принудительного взыскания, волокитой при рассмотрении правоохранительными органами уголовных дел по фактам злостного уклонения должников от выплаты алиментов, говорится в пресс-релизе.
В частности, имеются случаи неуплаты алиментов с 2000 года по бүгіншний день, отметил омбудсмен.
По его словам, практика показывает, что в большинстве случаев заявители из-за халатности государственных служащих лишены возможности взыскать сумму задолженности за весь период установления алиментных обязательств. Так, с момента возбуждения восстановленного исполнительного производства на основании дубликата судебного приказа, в соответствии с Кодексом "О браке и семье", взыскание алиментов осуществляется только в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего его предъявлению.
Омбудсмен также предлагает передать рассмотрение алиментных дел в подсудность ювенальных судов.
Наряду с этим А.Шакиров отметил недостаточную работу в рамках досудебного расследования в отношении должников.
Одной из основных причин прекращения уголовных дел в отношении злостных неплательщиков алиментов остается отсутствие у должника реальной возможности исполнить судебный акт, и данный факт, согласно нормативному постановлению Верховного Суда "Об ответственности за неисполнение судебных актов", исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.
В этой связи, в целях обеспечения трудозанятости должника, его материального стимулирования в выполнении алиментных обязательств предложено предусмотреть в качестве одного из видов наказания привлечение должника к оплачиваемым общественным работам.
Следующая →
Данная проблема обусловлена, прежде всего, несоблюдением судебными исполнителями сроков исполнения документов, частой их утерей, непринятием к должникам исчерпывающих законодательных мер принудительного взыскания, волокитой при рассмотрении правоохранительными органами уголовных дел по фактам злостного уклонения должников от выплаты алиментов, говорится в пресс-релизе.
В частности, имеются случаи неуплаты алиментов с 2000 года по бүгіншний день, отметил омбудсмен.
По его словам, практика показывает, что в большинстве случаев заявители из-за халатности государственных служащих лишены возможности взыскать сумму задолженности за весь период установления алиментных обязательств. Так, с момента возбуждения восстановленного исполнительного производства на основании дубликата судебного приказа, в соответствии с Кодексом "О браке и семье", взыскание алиментов осуществляется только в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего его предъявлению.
Для устранения данной коллизии омбудсмен предложил внести изменения в вышеуказанную норму Кодекса, в частности, установить срок взыскания алиментов на основании исполнительного документа за весь период с момента определения судом обязанности должника по выплате алиментов, - отмечается в сообщении.Кроме того, для повышения ответственности судебных исполнителей и исключения неоднозначных спорных ситуаций между сторонами исполнительного производства, в обращении предлагается рассмотреть следующие меры: в Гражданском процессуальном кодексе определить направление судебного приказа судьей непосредственно в соответствующий орган юстиции по месту жительства должника, а не самому взыскателю, как это предусмотрено в действующем законодательстве; в законе "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" предусмотреть возврат исполнительного документа по алиментным производствам не взыскателю, а суду, вынесшему судебный акт.
Омбудсмен также предлагает передать рассмотрение алиментных дел в подсудность ювенальных судов.
Наряду с этим А.Шакиров отметил недостаточную работу в рамках досудебного расследования в отношении должников.
Одной из основных причин прекращения уголовных дел в отношении злостных неплательщиков алиментов остается отсутствие у должника реальной возможности исполнить судебный акт, и данный факт, согласно нормативному постановлению Верховного Суда "Об ответственности за неисполнение судебных актов", исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.
В этой связи, в целях обеспечения трудозанятости должника, его материального стимулирования в выполнении алиментных обязательств предложено предусмотреть в качестве одного из видов наказания привлечение должника к оплачиваемым общественным работам.
Тақырыптар:
Алименты в Казахстане Аскар Шакиров Судебная система в Казахстане Генеральная прокуратура Казахстана