Маркировка обуви в РК: реальные затраты или предлог для повышения цены
1 сәуір подходит к концу период, когда в Казахстане можно было продавать обувь, которая не зарегистрирована в системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров
Удивительно, как же не хотят некоторые предприниматели из сферы торговли расставаться с халявой, контрафактом и теневым оборотом, передает корреспондент Устинка LIVE.
Протестуют против любых попыток государства упорядочить рынок, сделать его прозрачным и главное — законным. Не тут-то было, руки прочь от кормушки, которая позволяет "гонять" некондиционный ширпотреб под видом известных брендов по соответствующей заоблачной стоимости для потребителя, с накруткой в два-три раза. Эти "бизнесмены" готовы бойкотировать все и вся, придумывать несуществующие причины невозможности внедрения новшества и устраивать плач Ярославны на любых мало-мальски значимых встречах с представителями бизнес-среды. Приблизительно так себя сейчас ведет часть мелких реализаторов обувной продукции. Мы попытались узнать, чем грозит потребителям Усть-Каменогорска введение обязательной маркировки и повысятся ли цены на столь востребованные у народа сапоги, кроссовки, туфли и прочие необходимости повседневного туалета каждого человека.
А мы че? Это все они!
Автор материалы устроила променад выходного дня по точкам обувных продаж всех видов, начиная с крупных сетей, заканчивая рыночными развалами. Общая городская тенденция прослеживается — продавцы готовы менять ценники в сторону увеличения. И все как один дают комментарии только на условиях анонимности. Интересно, почему?
Я знаю, что у нас уже вся поступающая в продажу обувь приходит с маркировкой, - проинформировала меня милая девушка в одном из трех пафосных магазинов, где реализуют детскую и подростковую обувь. - Повышение цен в апреле? Да, планируем! По требованию хозяев в размере 10-15% будем делать наценку. Связано ли это с маркировкой или другими причинами я сказать не могу.
Приблизительно также мне ответили администраторы еще в трех точках продаж обуви, которая позиционируется как брендовая. Дальше мои изыскания были переведены в рыночный сегмент. Тут уже реализаторы в выражениях не стеснялись, кляня "слышащее государство, душащее бизнес на корню".
Естественно мы будем повышать цены на нашу обувь! - поведала владелица тентового "бутика" на рынке "Заречный". - Минимум на тысячу по каждой паре буду делать наценку. Они там наверху как себе представляют проведение маркировки на базаре? Это я должна специалиста приглашать на каждую привезенную партию товара, ставить здесь компьютер, принтер, чтобы распечатывать эти их коды дурацкие. Кошмар какой-то…
Еще одна из бойких реализаторов "демократичной" по цене и качеству обуви рассказала, что нашла выход: договорилась с дистрибьюторской компанией, которая будет за определенную оплату (какую, не разглашалось, прим, авт.) маркировать и ее товар. Понятно, что "издержки" возвращать себе предпринимательница планирует за счет покупателей. Внимание вопрос: почему предъявляя претензии к государству и его требованиям к бизнесу, наши уважаемые предприниматели вымещают эту обиду на нас — потребителях?
От частного к общему
В целом, судя по материалам казахстанских СМИ, участники обувного рынка критикуют нововведение, утверждая, что маркировка приведет к удорожанию обуви на 30% из-за большого количества дополнительных расходов и высокой стоимости кода.
По их подсчетам, маркировка обуви будет бить даже по мелким розничным точкам, так как базовые затраты составляют более 1,1 млн тенге при среднем обороте 5 тысяч пар обуви. Даже при внедрении маркировки импорт не остановится, потому что отечественных производителей не так много, чтобы закрыть весь рынок, - отмечал в дебатах по теме начальник отдела сопровождения проектов Региональной палаты предпринимателей Костанайской области Роберт Юсупов.
Позиция импортеров и розничных продавцов остается неизменной и заключается в том, чтобы сделать маркировку добровольной. Бизнес не хочет и не может выполнять несвойственные ему функции по борьбе с теневым оборотом и контрафактом. По словам владельцев обувных магазинов, которые уже зарегистрировались на платформе и ведут маркировку, сам сайт работает со сбоями, каждой паре обуви присваивается уникальный код, который нужно наклеить на коробку, а во время продажи просканировать его, чтобы товар вышел из оборота в системе. На это уходит очень много времени и чтобы выставить новый товар на продажу нужно порядка двух недель. Некоторые региональные Палаты предпринимателей РК выходили на Нацпалату с требованием еще раз отложить нововведение. ПП ВКО по этому вопросу никаких предложений не выдвигала, по словам ее представителей, ни мелкие реализаторы обуви, ни комитет торговли с этой проблемой к ним не обращались. Судя по тому, что 1 сәуір уже на носу, а официальной информации о переносе сроков внедрения обязательной маркировки в СМИ до сих пор не наблюдается - противники остались в меньшинстве.
Из истории вопроса
Почвой для решения стало соглашение о маркировке товаров в странах Евразийского экономического союза, принятое в 2019 году. Согласно правилам, обязательной маркировке подлежит только та обувь, которая проходит через Казахстан транзитом и далее направляется в третьи страны. Но в итоге под это требование была подведена вся обувная продукция, реализуемамыр в республике.
Главная тому причина – неутешительная статистика. По официальным данным, доля теневого оборота обуви в РК составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально. В 2021 году китайская таможенная служба зафиксировала экспорт в нашу страну на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти 780 млн долларов. Огромный поток контрабанды маскируется в больших легальных объемах поставок. Главной причиной этого является коррупция на казахстанско-китайской границе, о масштабах которой трудно судить, но на них специально обратил внимание даже президент РК Касым-Жомарт Токаев, который в январе 2022-го потребовал навести порядок на таможне, особенно на границе с Китаем.
Разница составляет миллиарды долларов. Никто не может объяснить, как возникла такая большая разница. Откровенно говоря, это контрабанда, – заключил тогда глава государства.
Действовать категорично было нельзя, поэтому изначально был запущен пилотный проект, который охватил 19 участников оборота обуви, в том числе производителей, импортеров, оптовые и розничные торговые компании. Анализ показал, что задача выполнима и не требует больших затрат. С 1 қараша 2021 года маркировка и прослеживаемость обувных товаров стали обязательным требованием, закрепленным в законодательстве РК. Предприниматели выразили неготовность и попросили послабление.
Курирующие государственные органы ответили на это положительным решением. Представителям бизнеса позволили до 1 сәуір 2023 года продавать немаркированные остатки обуви, которые были завезены до вступления закона в силу. Для оперативного масштабирования проекта и сбора обратной связи регулярно проводились индивидуальные и коллективные встречи с предпринимателями и неоднократно корректировался функционал новой системы. А единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане бесплатно выдавал бизнесменам, зарегистрированным в системе, коды для маркировки остатков. Кроме этого, импортерам обуви разрешили до 1 қараша 2023 года проводить нанесение маркировки на обувь на собственных складах в Казахстане.
В ответ на заявления предпринимателей о том, что они будут вынуждены поднять цены, премьер-министр РК Алихан Смаилов в феврале 2022 года заверил, что маркировка не предусматривает значительных затрат со стороны бизнеса и ее внедрение не отразится на стоимости обуви.
Стоимость одного кода маркировки составляет 2,68 тенге, оборудование для нанесения кода Data Matrix на обувь существенно дешевле, чем для высокопоточных линий, - подчеркнул глава Кабмина.
Заявление премьер-министра поддержали и участники рынка, которые уже маркируют обувь и поддерживают необходимость ее ввода. По данным представителей официальных дистрибьюторов Adidas и Интертоп, затраты на цифровую маркировку обуви составили не более 1% от стоимости и никак не повлияли на конечную цену поставляемой обуви этими компаниями. Даурен Раманкул, основатель казахстанского бренда обуви Shoes Republic также заверил, что цифровая маркировка не отразилась на стоимости их обувной продукции.
Мы включили эти затраты в расходы, на 2-4% уменьшив свою маржинальность. На нашем потребителе введение цифровой маркировки никак не сказалось, - подчеркнул он.
Правила не требуют дополнительного оборудования - маркировку товаров участник оборота может осуществлять даже на обычном принтере. По словам экспертов, процессы нанесения цифровой маркировки не требуют специальных знаний или умений и привлечения бухгалтера или программиста. Малые предприятия могут осуществлять все собственными силами, пользуясь обучающими материалами по всем сервисам и мобильным приложениям, участвующим в процессе цифровой маркировки. При отсутствии необходимого оборудования стоимость затрат может обойтись примерно в 25 тысяч тенге. Является ли это высокой ценой для создания чистого от контрафакта рынка и снижения вреда здоровью – каждый решает для себя.
Априори согласны
Задача маркировки - сделать процесс продажи обуви в стране прозрачным. На 1 наурыз в информационной системе маркировки зарегистрировано более 2,8 тысяч участников оборота товаров, в том числе 115 производителей, 774 импортера и 1602 точки розницы, 341 оптовый реализатор. В каталоге зарегистрировано более 1,2 млн карточек товара. Все это свидетельствует о высокой динамике участия бизнеса в проекте. Местные производители готовы следовать новым требованиям и активно снабжают свои предприятия всем необходимым техническим оборудованием.
Мы все наладили, ничего сложного нет. На покупку принтера и сканера потратили примерно 140 тысяч тенге, но если учесть количество реализуемых пар обуви, то каждый код маркировки обходится меньше одного тенге, – говорит заместитель генерального директора фабрики "ТаразКожОбувь" Шамухтар Шаюнусов.
По различным оценкам, более 90% предпринимателей готовы к введению запрета на оборот немаркированной обуви. Это бизнес, который своевременно разобрался во всех деталях и механизмах работы с маркировкой и показывает реальные цифры по ввозу и продаже товара. По словам заместителя председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК Кайсара Шалабаева, в числе противников системы - меньшинство. Это те граждане, которые не хотят показывать свой товароборот и переходить с облегченного налогооблажения на НДС.
Будут ли штрафовать бизнесменов, которые пренебрегают требованиями законодательства и продают обувь без маркировки? Санкции пока не предусмотрены, поскольку в КоАП РК нет соответствующей статьи. Однако контроль за предпринимателями все-таки будет. Эту задачу Кайсар Шалабаев предлагает взять на себя общественности.
В целом мы не нацелены на то, чтобы держать предпринимателей в страхе, но мы хотим стимулировать их. Сейчас думаем над нормами, благодаря которым мы могли бы возместить бизнесменам денежные средства, которые они потратили на введение системы маркировки, – отметил Кайсар Шалабаев.