Өскемен
ясно
-12°
  • Өскемен
    -12°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -3°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    -2°
  • Қарағанды
    -4°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    -3°
  • Шымкент
    +8°
$
498.51
+0.17
522.84
+3.12
¥
68.81
+0.02
4.81
-0.04
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Как в Казахстане и ВКО планируют снижать цены на лекарства

В 2022 году медпрепараты в стране показали рост в 13,3%, эксперты считают, в сравнении с продуктовой инфляцией и предыдущими периодами это мало, однако потребители не согласны

Новости Казахстана / Экономика в Казахстане / Как в Казахстане и ВКО планируют снижать цены на лекарства
Фото:
pixabay.com

Опять же согласно аналитическим обзорам, Восточный Казахстан с показателем роста цен на медикаменты в 11,4% по РК остался в середине таблицы, больше всего удорожание коснулось жителей Алматы (17,5%), а меньше всего – Кызылординской области (8,9%), передает корреспондент Устинка LIVE.

Купить нельзя экономить

Судя по многочисленным жалобам восточноказахстанцев в социальных сетях, в Облздрав и в общественные организации, можно с уверенностью сделать вывод, потребление фармпрепаратов как в регионе, так и в стране снизилось. Люди экономят на здоровье, вынужденно предпочитая покупку продуктов. В большинстве своем потребители задумались о повышении иммунитета, значительно возросло приобретение витаминов и БАДов, а кроме того – более дешевых аналогов лекарств.

Я уже забыла, когда покупала в аптеке оригинальные препараты, - делится своим методом экономии жительница Усть-Каменогорска Алия Тохтарова. – Да и фармацевты сейчас сразу предлагают более дешевые лекарства. Домашняя аптечка у нас в семье стала гораздо скромнее, пополняю ее редко, в основном по необходимости, если заболели. Сидим на витаминах, лекарственных травах, вспомнили дедовские методы лечения, детям при простуде уже даже банки ставила, благо, что у родителей сохранились.

По отчетным данным Управления здравоохранения ВКО, в прошлом году количество вставших на диспансерное наблюдение по хроническим заболеваниям резко выросло. За 2022 год 1 232 154 раза были предоставлены бесплатные лекарственные средства, специализированные лечебные продукты, изделия медицинского назначения отдельным категориям граждан. Дороговизна привычных пилюль больше всего беспокоит, конечно, пенсионеров.

Если бы не выдавали мне лекарства в поликлинике, не знаю, что бы делала, - возмущается 76-летняя Валентина Николаевна Хромченко. – В аптеке сейчас что-то купить не могу, пенсии совершенно не хватает! Цены просто заоблачные. Ходила в общественную приемную партии AMANAT, жаловалась, обещали проверить, но препараты продолжают дорожать.

К слову, являясь членом Регионального общественного совета по вопросам образования и здравоохранения при ВК филиале партии, автор лично участвовала в проверке соблюдения предельных цен на медпрепараты в нескольких аптеках областного центра. Нарушений не выявили, а потребители жалуются. Три раза за год мы поднимали эту больную тему на заседаниях с приглашением руководителей Облздрава и Департамента мед- и фармконтроля региона. Но и чиновники разводят руками, действующий мораторий на проверки малого и среднего бизнеса не дает возможности контролировать и влиять на ситуацию в целом. Призвать к ответу фармацевтов, завышающих цены на лекарства, можно только после конкретной жалобы с подтверждающими документами. А наш народ в принципе не любит и не умеет собирать фото- и видиодоказательства, вот и фактов заслуженного наказания в виде штрафов аптек и фармсетей по всей области даже десятка за весь год не наберется. Понятно, что разовые показательные акции систему сломать не смогут.

Не та система?

Чтобы хоть как-то сдерживать галопирующий рост стоимости лекарств, государство взялось регулировать ценообразование на фармацевтическом рынке Казахстана. Основная цель регулирования - недопущение необоснованного завышения цен, а также исключение значительного разброса и разницы цен на одно и то же лекарственное средство, как в регионах, так и между розничными аптеками независимо от курса тенге и сезонности. Ключевой задачей регулирования цен была экономическая доступность лекарственных препаратов, в том числе недопущение сезонных и региональных перепадов их стоимости. С помощью регулирования, по мнению чиновников, удается сдерживать рост расходов населения на медпрепараты и смягчать социальную напряженность. Допуском фармпрепаратов и их стоимостью в РК занимается экспертная организация РГП "Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники" (НЦЭЛС).

В 2020 году по поручению главы государства в части снижения цен на "антиковидные" препараты, в нормативные правовые акты внесены соответствующие поправки, это снизило цены на самые востребованные, а именно "антиковидные" лекарственные препараты, - рассказывает руководитель управления референтного ценообразования лекарственных средств и медицинских изделий НЦЭЛС и МИ Асель Жанатбекова. - Вместе с тем, благодаря регулированию цен на лекарства, несмотря на резкое повышение спроса из-за сезонности продаж, а также ежегодной инфляции, цены на лекарства удается сдерживать на оптимальном уровне. Даже в случае повышения цены завода-производителя установление предельных цен на лекарства позволяет предотвратить необоснованное завышение розничных цен. Такой подход позволил удерживать на одном уровне расходы государства в сфере здравоохранение и осуществлять эффективное планирование государственных затрат.

Как утверждает специалист НЦЭЛС, за последние два года доля лекарств, предельные цены на которые оставались без изменений составила 70% от общего количества. Доля лекарств, по которым отмечено повышение цен за счет повышения цены производителем, составила 15%. Оставшаяся часть - 15% лекарств демонстрировала снижение предельных цен.

Для исключения необоснованного и искусственного завышения цен на лекарства применяются такие инструменты, как:

  • референтное ценообразование, основанное на сравнении цен производителя в других странах схожих по макроэкономическим показателям;
  • учет контрактов с производителями и ввозных цен – инвойсов;
  • учет расходов на оценку качества, таможенные расходы, транспортные расходы (в рамках ГОБМП и системе ОСМС эти расходы ограничены до 15%);
  • учет расходов на маркетинг в размере до 30% (в рамках ГОБМП и ОСМС маркетинговые расходы исключены).


Для обеспечения открытости и прозрачности процедура регистрации цены автоматизирована. Она осуществляются посредством интернет-портала для подачи заявок в электронном виде по принципу "одного окна", - поясняет Асель Жанатбекова. - Согласно правилам, подача заявок в электронном формате и сроки рассмотрения заявок прослеживаются через указанный портал со стороны заявителей. Эта площадка доступна только представителю компании, подтверждающему свои действия посредством электронной цифровой подписи, где фиксируется ход и история рассмотрения заявок. Он может отслеживать всю информацию о ходе исполнения заявления, статус заявки ("на регистрации в Центре обслуживания заявителей", "на анализе", "на доработке у заявителя"). Это все доступно заявителю в режиме онлайн. Таким образом, заявитель беспрепятственно может отследить сроки исполнения заявления, а также статус процесса. Эксперты НЦЭЛС проводят анализ документов, предоставленных заявителем. При этом заявитель обеспечивает достоверность, полноту и содержание предоставленных документов в соответствии с действующим законодательством РК и Правилами. Информация по ввозным ценам на лекарства, указанным в документах заявителя, проверяется путем сравнения с данными портала Национального центра "Оценка безопасности и качества" - именно там собрана документация обо всей ввозимой и производимой в Казахстане фармацевтической продукции, в которую входят инвойс, накладная, счет-фактура, грузовая таможенная декларация.

Однако бывает так, что во время анализа таможенных документов заявителя у эксперта возникают сомнения в их достоверности. Поэтому при процедуре оценки качества каждой ввозимой серии продукции, очень важно иметь доступ к документам, подтверждающим достоверность страны назначения и страны-производителя фармацевтической продукции. Было бы хорошо иметь интеграцию с базами таможенных служб, поскольку таможенные документы конфиденциальны, их нельзя выкладывать в свободном доступе, как например, лицензии на портале "E-license".

Мы к этому идем. Обсуждение интеграции порталов экспертной организации и Комитета госдоходов Минфина РК начато еще в 2020 году, - резюмировала представитель НЦЭЛС.

Отказ от регулирования как способ снижения цен

В конце 2020 года в связи с ажиотажем на фоне пандемии COVID-19 в систему ценообразования на лекарственные средства в качестве сорегулятора вошло Агентство по защите и развитию конкуренции РК. Недавно в ведомстве озвучили планы и меры, которые могут снизить цены на фармпрепараты и ускорить их появление в Казахстане.

До этого года в стране регулировался полный перечень лекарственных препаратов, это порядка 7 705 препаратов.

Сама процедура формирования предельных цен на медицинские и лекарственные препараты остается забюрократизированной и не прозрачной, как для госорганов, так и для бизнеса, - отмечает директор департамента финансовых рынков и иных отраслей АЗРК РК Мира Туякбаева. - Это связано с тем, что присутствуют факторы, позволяющие поставщикам завысить цены при их регистрации, так как невозможно перепроверить расходы при регистрации цены на лекарства, которые подает заявитель: нет расчетов по маркетинговым, транспортным, таможенным расходам и прочее.

Интересный факт, по регрессивной шкале к зарегистрированной предельной цене производителя наценка составляет 10-21% для оптовой цены, 10-55% в рознице.

Данные экспертной организации, которые предоставляет заявитель, не перепроверяются. Просто есть ответственность за предоставление достоверной информации. В связи с этим мы предлагаем оцифровать процесс и интегрировать с уже имеющимися информационными системами КГД и таможни. В результате по некоторым лекарственным препаратам мы сможем устранить необоснованное завышение цен, что может снизить стоимость для потребителя, – пояснила Мира Туякбаева.

Для бизнеса процесс регистрации лекарств является долгим, сложным и бюрократичным. Он занимает от трех до пяти лет для того, чтобы завести в Казахстан новый препарат. Причиной является то, что сроки рассмотрения не оговорены или нарушаются. Также имеются случаи, когда после согласования всех этапов согласования, препарат все равно не допускается на рынок. С другой стороны, множество вопросов поднимается представителями бизнеса по срокам утверждения предельных цен, некорректного формирования предельных цен на лекарственные средства, затяжному периоду первичной регистрации цен на новые препараты. В Агентство на систематической основе поступают жалобы от субъектов предпринимательства на бюрократические барьеры со стороны Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Это нарушение сроков оказания услуг при рассмотрении документов, замечания заявителем даются неоднократно, не выполняется референтное ценообразование, цены референтных стран не перепроверяются, информацию берут от заявителей, сравнение данных с инвойсами и ценами производителей, курсовая разница выполняются с ошибками. Утверждение цен приказов по предельным ценам постоянно происходит с опозданием на несколько месяцев.

Все это замедляет процесс выхода препаратов на рынок и увеличивает затраты. К примеру, сейчас в аптечной сети отсутствует корвалол из-за недавних срывов поставок с Украины, а в это время отечественный товаропроизводитель, имея регистрацию на руках, не может поставить на рынок этот же препарат, из-за отсутствия утвержденной предельной цены. По этой же причине местные исполнительные органы с начала года не могут провести конкурсные процедуры по закупу бесплатных лекарств на уже выделенные средства местного бюджета, – подчеркивает представитель АЗРК.

В связи с этим предложено оцифровать регистрацию, перевести в формат госуслуги методом "Единого окна" с оптимизацией всех бизнес-процессов входа на рынок лекарственных средств. Тогда бизнес сможет отслеживать процедуру регистрации, формирования цен. Сроки будут регламентированы и четко соблюдаться.

Спикер также отметила, что с қаңтар 2023 года планируется начать дерегулирование стоимости лекарственных препаратов. С тех, которые не войдут в перечень, постепенно будет сниматься государственное регулирование.

На первоначальном этапе предусматривается дерегулирование цен на безрецептурные лекарственные средства, где есть более трех производителей, и они находятся в свободной продаже, гомеопатические средства, биологические активные добавки, витамины и лекарственные препараты, для лечения несложных заболеваний. Второй этап – рецептурные препараты в розничной реализации. Третий этап – рецептурные препараты в оптовой реализации. В конечном итоге обязательное регулирование цен на лекарственные препараты останется только в рамках гарантированной медицинской помощи и социального страхования, – уточнила Мира Туякбаева.

Она привела в пример отмену регулирования цен на медицинские маски, за счет конкуренции и достаточного производства они сейчас стоят 15-40 тенге за штуку.

Ожидается, что дерегулирование цен на лекарственные препараты откроет доступ на рынок Казахстана многим аналогам, что будет способствовать развитию конкуренции и положительно отразится на ценообразовании. В то же время первый этап вывода препаратов из-под госрегулирования станет определяющим для принятия решений по остальным. Реализация последующих двух этапов будет проводиться только в случае успешности первого этапа. Если после отмены регулирования будут факты резкого поднятия цен, мы оставляем за собой право реагирования, у нас есть для этого инструменты, – заявила эксперт ведомства.

Результат дерегулирования уже на лицо. Утвержден новый перечень лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации. В него включены рецептурные, безрецептурные лекарства, которые имеют не более трех торговых наименований в рамках одного международного непатентованного наименования и не более трех производителей торговых наименований лекарств в рамках одного международного непатентованного наименования. Также в перечень вошли безрецептурные лекарства, включенные в перечень лекарств и медизделий, закупаемых у единого дистрибьютора и для бесплатного и льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями или состояниями. Приказ уже действует.

Следующая →