Почему Казахстан уступает в борьбе за лидерство в воздушных грузоперевозках
Эксперт рассказал, что несмотря на амбициозные планы нашей страны по созданию хабов воздушных грузоперевозок в Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе, реальность не оправдала ожиданий
Потоки логистики все чаще направляются в Узбекистан, пишет сайт Taspanews.kz.
Авиационный эксперт Абул Кекильбаев объяснил причины этой тенденции.
Ключевым препятствием остается дефицит авиационного топлива. Из-за геополитической ситуации многие европейские авиакомпании вынуждены летать через Казахстан, но из-за недостатка топлива они не могут останавливаться для дозаправки.
Хотя потребность страны в авиационном топливе составляет около миллиона тонн, в этом году произведено лишь 570 тысяч тонн, и разрыв покрывается за счет импорта. В правительстве прогнозируют, что объем производства топлива может удвоиться в 2026-2030 годах, но пока Казахстану сложно конкурировать из-за высоких цен и дефицита. В результате глобальные компании, такие как Alibaba, предпочитают Узбекистан, который активно развивает воздушную логистику между Китаем, Турцией и Европой.
Еще одной проблемой является устаревшая инфраструктура аэропортов. Старые сооружения, отсутствие квалифицированного инженерно-технического состава и железнодорожного сообщения с аэропортами создают трудности для мультимодальных перевозок. Как отмечает Кекильбаев, чтобы модернизировать инфраструктуру, нужны значительные инвестиции, но зарегулированные тарифы и сложные условия для их повышения отталкивают инвесторов.
Модернизация НПЗ не поспевает за спросом. Никто не ожидал, что будет такой большой спрос из-за геополитической ситуации,- говорит Абул Кекильбаев, - говоря о хабах, мы занимаемся самообманом. Нам сейчас нужно было бы развивать инфраструктуру аэропортов, обеспечить их топливом, обеспечить квалифицированным инженерно-техническим составом, чтобы воздушным судам был стимул летать через Казахстан. Техническое оснащение наших грузовых аэропортов желает лучшего. Для того, чтобы обновить инфраструктуру, нужны инвесторы. А они не горят желанием, потому что если вложить в такие проекты деньги, то они будут 20 лет отбиваться. У нас в Казахстане аэропорты зарегулированы, их тарифы строго контролируются.
Для Казахстана это означает, что без системного обновления инфраструктуры и развития топливного сектора страна рискует остаться позади, а Узбекистан, обладая агрессивной логистической политикой и лучшими условиями для грузоперевозок, продолжит укреплять свои позиции в регионе.