200 тысяч тенге готовы платить казахстанцы, чтобы быть успешными и красивыми
Согласно данным проекта по мониторингу экономики страны, в РК стремительно набирает популярность онлайн-образование
Кроме дистанционного обучения в колледжах и вузах, активное развитие получает инфобизнес: блогеры через соцсети и мессенджеры продают свои курсы по личностному росту, финансам, здоровью и многим другим темам, передает Ranking.kz.
Однако вокруг этой сферы возникает множество вопросов: казахстанцы все чаще жалуются на низкое качество информации, высокие цены и отсутствие полезных знаний в таких курсах.
Депутат Жаркынбек Амантай оценивает доходы казахстанских инфобизнесменов в 500 млн долларов США. Точная сумма неизвестна, так как большая часть рынка остается "в тени". В сентябре 2023 года в Казахстане приняли закон "Об онлайн-платформах и онлайн-продуктах", который требует, чтобы блогеры оформлялись как предприниматели, маркировали рекламу и платили налоги. Однако лицензирование их деятельности в законе не прописано, а ответственность за качество курсов остается без контроля.
Спрос на неакадемическое образование среди казахстанцев растет, о чем говорят данные Бюро национальной статистики: расходы на обучение для взрослых в 2023-2024 годах значительно увеличились. Цены на курсы от инфлюэнсеров варьируются от 5 тысяч до 200 тысяч тенге, но часто такие курсы не содержат четкой информации о лицензиях или возврате средств.
Для сравнения, обучающие платформы вроде Coursera, Skillbox и местные квазигосударственные курсы также предлагают обучение маркетингу и другим профессиям, часто с более гарантированным результатом. Курсы в вузах обойдутся дороже — от 550 тысяч тенге в год.
В Казахстане уже появились прецеденты судебных исков от недовольных пользователей. Например, жительница Уральска подала в суд на инфобизнес-компанию, которая продала ей курс по заработку на недвижимости. После неудачной сделки с покупкой квартиры в ОАЭ, женщина потребовала вернуть вложенные в курс средства и выиграла суд.
Не вся сфера инфобизнеса сводится к обману: у многих казахстанцев благодаря курсам от известных экономистов и предпринимателей получилось начать бизнес и освоить востребованные навыки. Однако этот сектор требует четкого регулирования и контроля качества. Эксперты отмечают, что в инфобизнес легко попасть, назвав себя экспертом, и пока здесь отсутствуют стандарты, гарантирующие пользователям полезный и качественный продукт.