Жительница Усть-Каменогорска пытается добиться справедливости после гибели мужа
Специальная комиссия, расследовавшая трагический инцидент, вынесла решение, что несчастный случай произошел не на рабочем месте, вдова не согласна
По оценкам Международной организации труда, около 2,3 миллиона мужчин и женщин ежегодно погибают в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний - в среднем шесть тысяч человек ежедневно. Во всем мире ежегодно регистрируется примерно 340 миллионов несчастных случаев на производстве и 160 миллионов жертв профессиональных заболеваний.
По данным МОТ, методологически рассчитанное количество несчастных случаев на производстве для стран СНГ составляет 11 000 случаев. Для сравнения, зарегистрированными считаются 5 850 случаев. Занижение общего числа несчастных случаев на производстве, включая и данные по несчастным случаям со смертельным исходом, дает неправильное представление об этой проблеме…
Сразу оговоримся, все данные взяты из открытых источников, не являются коммерческой тайной, а судебные материалы размещены на сайте Верховного Суда РК, решения вступили в законную силу.
Моровой труд
За весь прошлый год на предприятиях Восточного Казахстана погибли 23 человека, 181 получили различной степени травмы и увечья. Цифры неутешительной статистики приводят в Управлении государственной инспекции труда ВКО, среди основных причин несчастных случаев специалисты называют неудовлетворительную организацию производства работ и неосторожность пострадавших.
Зачастую несчастные случаи происходят в горно-металлургической промышленности, бюджетных организациях и строительной отрасли. Больше всего пострадавших приходится на город Усть-Каменогорск.
В основном происшествия случаются из-за падения пострадавшего или воздействия каких-либо движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей. 28 несчастных случаев произошло по причине дорожно-транспортных происшествий на автомобиле организации. 25 человек пострадало во время падения с высоты. 23 случая произошло из-за обрушения, обвалов, падений различных предметов и материалов, - говорит руководитель Управления госинспекции труда ВКО Бакытбек Кизатов.
Главный областной инспектор труда сообщил, что в регионе ведется большая работа по снижению производственного травматизма и повышению эффективности государственного и внутреннего контроля в сфере безопасности и охраны труда. Для этого был утвержден план действий до 2025 года, в соответствии с которым проводится аттестация производственных объектов по условиям труда. По данным Бакытбека Кизатова, подобная работа проведена на 117 предприятиях области, уже аттестовано 417 производственных объектов, на предприятиях внедряются международные и казахстанские стандарты по безопасности и охране труда.
Внутренний контроль за соблюдением требований безопасности и охраны труда на предприятиях ведут 1950 технических инспекторов и 1298 производственных советов. Мы используем их наработки в своей работе, анализируем, какие нарушения выявляли на объекте, как они устранялись и какие меры принимал работодатель, - отметил Бакытбек Кизатов.
По официальным данным, принимаемые меры позволили снизить общий уровень производственного травматизма на 2,4 процента по сравнению с 2020 годом.
Вот только это служит небольшим утешением для тех, кто уже потеряли на работе своих близких.
Заработать и не жить
В редакцию "Устинки плюс" обратилась жительница Усть-Каменогорска Гульжан Ерлепесова. Мать троих детей, в июне прошлого года она из-за произошедшего несчастного случая потеряла своего гражданского супруга, который так и не вернулся с работы домой. Ермеку Кадырбекову было всего 44 года, погиб он при ужасающих обстоятельствах.
Мужчина сгорел заживо в замкнутом пространстве на глубине четырех метров под землей, когда выполнял вместе с напарником работы по ремонту пожарного гидранта на территории ТОО "Aitas Group" на Самарском шоссе. Взятые на себя трудовые обязанности он выполнял по просьбе руководителя фирмы-подрядчика ТОО "BAER-Монолит Курылыс", некоторое время обслуживающей определенные нужды вышеуказанного предприятия.
Несчастный случай произошел в результате вспышки скопившейся газовоздушной смеси в замкнутом пространстве внутри колодца пожарного гидранта при работе работника электрическим металлорежущим инструментом (болгаркой), - говорится в акте специального расследования группового несчастного случая. - Вероятным источником образования газовоздушной смеси являются проводимые огневые работы газосварочным агрегатом в нижнем объеме внутри колодца объективного пожарного гидранта №2.
По словам напарника погибшего, несчастный случай произошел, когда мужчины пытались демонтировать сегмент трубопровода в колодце и выполняли работу, сменяя друг друга. В какой-то момент напарник услышал крик Ермека Кадырбекова, подбежав к месту, он обнаружил валящий из колодца дым. Попытался вытащить несчастного, но не смог, сам получил отравление едким дымом. Позже крик стих, Ермек умер…
Все эти обстоятельства, произошедшие на территории предприятия, тщательнейшим образом разбирали в областной инспекции труда, была создана комиссия для расследования, в состав которой в том числе вошли государственный инспектор труда, административный директор "Aitas Group" и замдиректора ТОО "BAER-Монолит Курылыс", которого записали в качестве физического лица, работодателя (дальше этому будет объяснение), "разнорабочий физического лица", он же "представитель работников" и главный специалист управления санитарно-эпидемиологического надзора. Гульжан Ерлепесова же, выступая от имени своих детей, обратилась в суд, чтобы предприятие-подрядчик признало наличие трудовых отношений с ее супругом, женщина представляет интересы их совместных детей, так как представитель ТОО отказался от возмещения ущерба, сославшись на то, что между погибшим и фирмой не было трудовых отношений, лишь устная договоренность о производимой разовой работе, да и произошел инцидент "в нерабочее время и не на рабочем месте".
Для непосвященных, наличие составленного акта о несчастном случае на производстве обязывает работодателя выплачивать компенсацию в пользу находящихся на иждивении погибшего (дети, супруга, родители и так далее). Степень вины работодателя и работника, в соответствии с которой определяется размер выплат, как раз и определяется специальной комиссией. Что, в принципе, и сделал госинспектор труда, выразивший "свое особое мнение к акту специального расследования группового несчастного случая". Он отметил неудовлетворительную организацию работ - отсутствие инструктажа по технике безопасности, необеспечение средствами индивидуальной защиты.
Комиссия, осмотрев место происшествия, ознакомившись с экспертным заключением специалиста №205 от 27 маусым 2021 года, ознакомившись с заключением эксперта №2625 от 7 шілде 2021 года, опросив очевидцев и свидетелей, другой документацией по данному случаю, установила, что данный групповой несчастный случай произошел в рабочее время, на рабочем месте, нахождение в котором обусловлено выполнением трудовых обязанностей и на основании ст. 189 Трудового кодекса РК. На основании вышеизложенного в выводах степени вины работодателя и работника полагал бы: степень вины работодателя - 100%, степень вины работника (Кадырбеков Е.К.) - 0%, - заключил госинспектор труда ВКО.
Трудовая порука
Впрочем, стоит отметить, что особое мнение госинспектора также оспаривается, а решение в подобных комиссиях, как подчеркивает руководитель Управления государственной инспекции ВКО Бакытбек Кизатов, принимается коллегиально, то есть большинством голосов, где у каждого члена по одному голосу. Другая сторона и не согласилась с такой постановкой вопроса.
Во-первых, в ТОО "BAER-Монолит Курылыс" сослались на то, что сотрудником предприятия погибший не был, а наем на разовую работу произошел на условиях устной договоренности и разовой оплаты услуг. Во-вторых, говорится, что само предприятие в схеме найма не участвовало, так как заместитель директора договорился со сварщиками как частное лицо и по просьбе руководства ТОО "Aitas Group", которому фирма ранее оказывала услуги по "текущему ремонту водопровода и пожарного гидранта складов". Отдельной строкой даже отмечается, что работы по этому гидранту в гарантийное обслуживание не входили.
Примерно в таком ключе и записали в акте специального расследования несчастного случая, к которому приложили особое мнение госинспектора труда ВКО, так разнящееся по своей сути с общим решением. Те же выводы, но с припиской "не". Не на рабочем месте, в нерабочее время, не учитывать данный несчастный случай по физическому лицу (наниматель, вошедший в состав комиссии, параллельно занимающий должность замдиректора ТОО "BAER-Монолит Курылыс") без составления актов о несчастном случае на производстве.
В соответствии с п. 2 ст. 190 Трудового кодекса РК, большинство членов комиссии (3 человека) указывает, что между физическим лицом (смотри выше - прим. авт.) и работниками не заключались трудовые договора, - написано в акте, подведшем черту под спецрасследованием.
Кстати, особое мнение члена комиссии - главного специалиста городского отдела контроля и надзора за объектами образования, воспитания, питания и контроля за соблюдением требований технических регламентов управления санэпиднадзора идентично мнению госинспектора.
Эта работа требовала специальной квалификации сварщика. Пропан и кислород представило ТОО, а не физическое лицо, - продолжает Гульжан Ерлепесова. - Заместитель директора действовал не как физическое лицо, когда нанимал Ермека, а выступал от фирмы.
В итоге суд женщина проиграла. Сперва первой инстанции, затем апелляцию и после - Верховный.
Суд считает необоснованными доводы истца, что Кадырбеков Е.К. являлся работником ТОО "BAER-Монолит Курылыс". От договора возмездного оказания услуг трудовой договор отличается предметом договора, в соответствии с которым исполнителем выполняется не какая-то конкретная разовая работа, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица - работника, при этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции, а не оказанная услуга, - отметила судья Уалиева, вынося свое решение в суде первой инстанции, которое в последующем будет взято за основу в других процессах.
Гибельные условия
Продолжать спорить здесь можно было бы до бесконечности. Каждая сторона по-своему права. Женщине, оставшейся без физической, моральной и материальной поддержки с тремя детьми, одного из которых она постоянно вынуждена возить на реабилитационные процедуры, оказывать необходимый специализированный уход, непонятно - почему наниматель отказывается нести ответственность, когда предпосылки этому вроде бы есть. Почему суд выбрал эту сторону, хотя государственный инспектор труда обосновал свое мнение с профессиональной точки зрения? Почему в комиссию по расследованию несчастного случая включили не только нанимателя (это законно, нам разъяснили в госинспекции труда ВКО), но и "разнорабочее физическое лицо", создавшее перевес в голосовании, ей тоже непонятно.
С другой стороны, действительно трудовой договор со всеми вытекающими из него правами и обязанностями довольно сильно отличается от договора гражданско-правового характера (договор об оказании возмездных услуг), даже если бы он был.
К слову, сам напарник погибшего, который пострадал в гораздо менее значительной степени в результате произошедшего несчастного случая с Ермеком Кадырбековым, отказался от претензий к нанимателю.
Сама же Гульжан Ерлепесова записалась на прием к акиму Восточно-Казахстанской области, которому намерена изложить свою точку зрения и попытаться доказать, что ее мужчина погиб, выполняя именно трудовые обязанности. Ведь кто-то же допустил его до объекта, находящегося на территории частного предприятия, не проинструктировав о необходимости соблюдения техники безопасности. Вероятно, что прямым законным путем здесь уже ничего не добиться - судебная система дала свой окончательный ответ, однако мать-одиночка намерена добиваться своей справедливости, маневрируя на правовом поле, раз уж другие это делают. Возможно, подаст в суд уже именно на физическое лицо, которое выступает в роли нанимателя, возможно, будет добиваться сатисфакции с другой фирмы, на чьей территории произошел несчастный случай. Давать правовую оценку ее действиям мы не можем, как не имеем права и убеждать опустить руки. У каждого своя правда.
По ее словам, если глава региона Даниал Ахметов ее все-таки примет, то "на орехи" достанется и сотруднику городского акимата, занимающему там одну из руководящих должностей.
Я уже пять лет стою в очереди на жилье, и когда возникла нужда, обратилась к властям выдать хоть какое-то временное жилье, чтобы попытаться свести концы с концами, но мне фактически нахамили, - продолжает Гульжан.
Сейчас женщина снимает квартиру в районе КШТ, чтобы каждый день отвозить своего сынишку на процедуры, платит за нее 70 тысяч тенге в месяц. А так как у младшей дочери тоже наблюдаются проблемы со здоровьем, на работу выйти она просто не может - необходим постоянный уход за детьми. Пока кормильцем в семье был Ермек, все было хорошо, но что произошло, то произошло. Параллельно Гульжан ухаживает за больным отцом. Мужчина пережил инсульт, а сейчас медики готовят его к операции, планируют отнять конечность - диабет, осложнения…
Даже не знаю, как со всем этим справляться, жизнь рухнула в одночасье, - говорит она. - Все одно к одному, конца испытаниям нет. Я не буду терпеть, дойду до Президента ради своих детей. Докажу, что эти люди неправы, нельзя так.
Эксгумация безопасности
Печально, но факт - в нашей стране никто не может чувствовать себя полностью защищенным. Если не оформил правильно документы, то и поддержки соответствующей не жди. Этот случай, как и многие до него, вскрывает целую системную проблему, затрагивающую сферу трудовых отношений. Слишком много людей работают по устным договоренностям, которые в случае трагического развития событий просто забываются. Электрик, и подал объявление об услугах? Будь готов, что в случае несчастного случая ты, обожженный током или со сломанной ногой из-за падения со столба, просто пойдешь "лесом", а не за компенсацией. Стропальщик? Грузчик? Охранник? Продавец? Ибо свои права защищать нужно, быть готовым к негативному сценарию, при котором твой трудовой договор не даст тебя в обиду. Не заключайте устные сделки, не нужно верить на слово переменчивой судьбе-злодейке и чужим людям.
В целом по стране официальные источники отмечают снижение уровня травматизма и смертности на производстве. Такие данные в начале года привели на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, на предприятиях страны в прошлом году пострадали 1 465 человек, что на 2,5% ниже аналогичного периода 2020 года, когда травмы получили 1 503 человека. При этом в 2021 году 200 работников погибли на рабочем месте.
Контроль над соблюдением трудовых прав работников осуществляется 246 государственными инспекторами труда, которыми в 2021 году было проведено 5 130 проверок, в результате которых выявлено 10 783 нарушения. По итогам проведенной работы работодателям было выдано 3 371 предписание и наложено 1 334 штрафа на сумму 278,2 млн тенге, - рассказал министр труда и соцзащиты Серик Шапкенов.
Сообщается, что власти намерены к 2030 году достичь снижения до 15% количества работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, снизить число пострадавших в результате несчастных случаев на производстве до 0,24 (на одну тысячу работающих), а также снизить до 15% долю нарушений в области охраны труда к общему числу выявленных нарушений по результатам проверок на соблюдение трудового законодательства.
Однако ничего не изменится для тех, кто сами не готовы следить за своей трудовой безопасностью. Мы ни в коем случае не хотим возложить вину за трагедию, произошедшую в семье Гульжан и Ермека, на ту или другую сторону - для этого есть органы власти, которые обязаны во всем разобраться. Однако именно по просьбе самой героини статьи пишем это воззвание - не пускайте все на самотек, жизнь дается в единственном экземпляре!
Покойный Ермек Кадырбеков с семьей фото из личного архива