Что препятствует развитию туризма в ВКО?
О наболевших проблемах в туристской отрасли региона рассказали чиновники и предприниматели
Строительство автомобильных дорог по всем приоритетным туристическим направлениям и решение самых актуальных проблем в сфере туризма - вопросы, которые волнуют не только туроператоров, но и всех жителей страны, зарубежья, желающих посетить жемчужину РК - Восточный Казахстан.
Необходимо определить приоритетные туристические направления и ведущие к ним автодороги, требующие реконструкции, для включения их в список от нашей области, - поставил задачу председатель комитета туризма РС ПП ВКО, председатель ОЮЛ "Туристская ассоциация Восточного Казахстана" Аскар Уразбаев.
Алтай общественный?
Согласно статистическим данным, в 2019 году район Алтай посетили 66868 человек - это четвертое место по ВКО. Аскар Уразбаев рассказал о состоянии дороги в районе Алтай по направлению к побережью Бухтарминского водохранилища. Он отметил, что требуется реконструкция участка дороги на Осиновском перевале, который после некачественных ремонтных работ быстро пришел в плачевное состояние. Также реконструкции требует участок дороги до базы отдыха "Аюда" протяженностью 18 км. Но и помимо дорог у бухтарминских предпринимателей есть масса других проблем.
Главная касается береговой линии, которая как бы наша частная собственность и по факту мы можем вкладывать средства в благоустройство пляжа, но на нас недавно наложили сервитут, и теперь все, что мы вкладываем, становится общественным. Если это общественное, то давайте и акиматы будут выделять деньги, содержать побережье. Если власти не могут это сделать и говорят, что у них нет денег, - отдайте предпринимателям на содержание по конкурсу, - высказал мнение бизнеса Аскар Уразбаев.
С ним согласились участники заседания, чьи базы отдыха расположены на побережьях других водоемов.
Хотя бы на обслуживание нам отдайте. Мы готовы вывозить мусор за туристами, которые приезжают отдыхать "дикарями". И сами хоть каким-то образом зарабатывать, лежаки в аренду сдавать, и за счет этих денег мы обслуживали бы этот берег. Тогда и туристам будет хорошо, и поток будет большой, - посетовала владелец базы отдыха из Уланского района Назым Сейтказина.
Риддер тупиковый
Алтайский горный кластер относится к 50 наиболее востребованным туристским дестинациям Казахстана. Дорога республиканского значения Риддер - Республика Алтай требует капитального ремонта на участке от города до баз отдыха "Климовка", "Березовка", "Кедровка", "Радоново", села Поперечного, поселья Белый луг, Западно-Алтайского заповедника.
Речь идет об отрезке республиканской трассы А-9 протяженностью 50 км от села Коноваловка и до границы. Здесь нет асфальтового покрытия, везде щебень и грунт, и именно с этой стороны надо начинать ремонт. Сейчас местные жители самостоятельно следят за дорогой, "КазАвтоЖол" тоже помогает - грейдером вычищает дорогу, - пояснил директора филиала ПП ВКО г. Риддера Данияр Мухтаров.
Со стороны РФ было построено два пропускных пункта для туристов, но поскольку казахстанская сторона не построила ни одного, оба российских тоже в итоге закрылись.
К нам можно было бы заезжать со стороны Змеиногорска. Таким кольцом туристы хотят ездить, потому что останавливаются на сутки в каждом направлении - там и рыбалка, и охота, интересные места. А со стороны РФ упираются в бездорожье, и у нас все стопорится, - прокомментировал директор ТОО "Гемма" Владимир Климов.
Минимальные требования, которые необходимо выполнить для развития туризма под Риддером, - это строительство дороги, прокладка ЛЭП и возобновление работы пограничного перехода.
Зайсан мечтает о туристах!
Приграничный Зайсанский район ранее с удовольствием посещали туристы из соседних стран. Сейчас республиканскую дорогу Майкапчагай - Алматы долгое время ремонтируют, проезда через Калбатау нет, единственный выход - перебираться на пароме из Курчума.
А когда паромная переправа встанет, что мы будем делать? - сетует глава крестьянского хозяйства "Айка" Аэлита Ахметсалимкызы. - Из Усть-Каменогорска до Калбатау отлично сделали дорогу, но теперь от Калбатау в сторону Зайсана до Кокпекты дороги нет, до Акжара тоже.
От города Зайсан до села Жанатурмыс есть дорога без асфальтового покрытия протяженностью 16 км, но дальше до турбазы "Саур Тау" туристы не имеют возможности добраться. Силами КХ "Айка" построен единственный мост через реку Большой Жеменей, по которому можно проехать только на джипе, для доставки туристов выделено шесть внедорожников.
У нас есть пять бродов, через которые можно проехать. Я в акимат обращалась, мне обещали дать хотя бы трубы, но фактически мы ничего не получили, "КазАвтоЖол" никак не посодействовал. 11 километров от села Жанатурмыс до базы "Саур Тау" нет дороги. Своими силами в этом году три километра отремонтировали, от базы до самого верха положили гравийное покрытие. На джипах проезжаем, но хотелось бы, чтобы и микроавтобусы ездили, - пояснила Аэлита Ахметсалимкызы.
В 2019 году благодаря акимату ВКО от села Жанатурмыс до "Саур Тау" проведена линия электропередач протяженностью 11 км, ведь это фактически единственное место в Зайсанском районе, куда бүгін могут приехать туристы. Также, по словам Аэлиты Ахметсалимкызы, пропускной пункт с казахстанской стороны в отличном состоянии, однако из-за отсутствия межправительственных соглашений китайский пункт на Майкапчагае не работает уже два года.
Очень много туристов приезжало. Как пандемия началась, мы ни одного китайского туриста не видели, как и из России и Украины. Развиваем внутренний туризм, - подытожила Аэлита Ахметсалимкызы.
Так близко, так далеко…
О состоянии дорог, ведущих к побережью Дубыгалинского озера, или плохо, или ничего. На трассе Семей - Усть-Каменогорск дорога в хорошем состоянии, чего нельзя сказать о полевых направлениях, ведущих к пяти базам отдыха от села Гагарино.
Нас называют мини-Алаколь, то есть здесь вода лечебная и очень теплая, в мае уже можно купаться. К нам приезжают не только из Усть-Каменогорска и Семея - со всей РК, из России много туристов. А у нас восемь километров местной дороги общего пользования - вообще нет покрытия, ни гравийки, ничего! Осенью и весной невозможно проехать, там солончак, и если машина застревает, то пока не высохнет - даже КАМАЗ не вытащит, - поделилась владелица базы отдыха "Окуньки" Назым Сейтказина.
Известно, что дорога находится на балансе акимата Уланского района, уже согласована проектно-сметная документация на 1,6 млрд тенге, ожидается республиканское финансирование, чтобы "КазАвтоЖол" мог приступить к ремонтно-строительным работам. Еще одна проблема - отсутствие на дорогах указателей, туристы зачастую просто не могут добраться не только до своей базы отдыха, но и вообще до озера.
Назым Сейтказина не первый год подает документы на грант по программе "Дорожная карта бизнеса 2025", чтобы приобрести микроавтобус для доставки туристов до озера. Пока государственное финансирование получить не удалось. Как отметил Аскар Уразбаев, в стране разрабатывают новую концепцию по развитию туризма, планируют внести субсидирование до 25% на покупку автобусов вместительностью больше восьми мест, причем не обязательно новых, выделение 85 тысяч тенге в месяц на содержание общественных санузлов в курортных зонах, субсидирование в размере 10% на строительство и реконструкцию туристических объектов.
Со слезами на Алаколь
Озеро Алаколь - республиканская здравница, входит в ТОП-10 туристских дестинаций страны. Согласно статистическим данным, в 2019 году Урджарский район посетили 143480 человек, это самый высокий показатель по области. По информации НК "КазАвтоЖол", дорога из Алматы до Алаколя реконструирована в 100% объеме, а из Усть-Каменогорска - на 70-80%, работы на оставшемся отрезке закончат до конца 2022 года. Предприниматели Урджарского района подтверждают, что дорога сделана до 91 километра, но от Аягоза до села Каскескен дороги нет, и все объездные находятся в ужасающем состоянии.
Самамыр наболевшая тема - это внутренняя инфраструктура, именно дорожная, тротуарная. В этом году подвижек не было. Максимум что сделали - отвод воды, арычную систему. Пять лет назад там клали асфальт, но из-за того, что вода накапливалась из частных скважин, он пришел в негодность. А это один из основных перекрестков, где огромный трафик и машин, и пешеходов, - говорит владелица базы отдыха "Инжу" Елена Асылбекова.
Асфальтированные дороги, которые прокладывали в курортной зоне, практически разбиты, включая новую - до парка, по которой постоянно ездят большегрузы.
Мы обращались и в акимат ВКО, и в Министерство инфраструктурного развития, и в Комитет туризма, и в администрацию Президента, в этом году ничего не исполнилось. Я не говорю уже про все наши проекты водоснабжения, канализации, электрификации, - утверждает Елена Асылбекова.
Председатель комитета туризма РС ПП ВКО намерен поднять вопрос реконструкции дорог на Алаколе на республиканском и областном уровнях. Усилиями Регсовета решился вопрос с интернет-связью: к двум имеющимся на Алаколе базовым станциям Altel до конца 2021 года установят еще три. Теперь необходимо заняться решением этой же проблемы в туристских зонах Зайсанского района и Риддера.