Өскемен
ясно
+6°
  • Өскемен
    +6°
  • Алматы
    +17°
  • Астана
    +4°
  • Ақтөбе
    +4°
  • Актау
    +9°
  • Орал
    +6°
  • Қарағанды
    +5°
  • Көкшетау
    +5°
  • Қостанай
    +5°
  • Қызылорда
    +14°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +3°
  • Тараз
    +15°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +17°
$
449.58
-0.49
486.94
-1.57
¥
62.22
-0.13
4.86
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Газета Газета Асем Ожарова

Устькаменогорцам предлагают начать сортировать мусор

Если не начать этого делать, инвесторы никогда не захотят построить в городе мусороперерабатывающий завод и областной центр погрязнет в отходах, потому что полигон ТБО не резиновый

Экологические «карты» Усть-Каменогорска снова легли не той мастью - в областном центре в очередной раз отменяется строительство мусорозавода. Похоже, городская свалка еще долго будет выситься мрачной горой над Лесхозом.

Напомним, летом этого года объявились очередные бизнесмены, пожелавшие взвалить на себя местные тонны мусора. Но, как и предполагали скептики, инвесторы, по примеру своих многочисленных предшественников, лишь сверкнули пятками.
- Акимат города и китайская компания ООО «Янь Хэ» подписали меморандум о взаимном сотрудничестве, согласно которому бизнесмены построят завод по сортировке и переработке отходов за счет собственных средств, - рассказал руководитель городского отдела ЖКХ, ПТ и АТ Аскар Жаксылыков. - Но компания так и не предоставила бизнес-план проекта. В этой связи (из городского отдела экономики и бюджетного планирования) заместителю акима города поступило предложение о расторжении меморандума.
Между тем, работа в «мусорном» направлении, заявили коммунальщики, продолжается...

Отрицательный опыт

Работа-то может продолжаться, уверены специалисты-экологи, но только… по замкнутому кругу. Поскольку в благие намерения очистить казахстанские города от наследия свалок изначально закралась системная, в чем-то циклическая, ошибка.
- Законодательство у нас идет в ногу со временем, с мировыми тенденциями, - рассказал заместитель областного управления природных ресурсов Медет Нургалиев. - Так, например, в Экологическом кодексе РК уже второй год есть норма, согласно которой на полигонах ТБО запрещено принимать для захоронения ртутьсодержащие предметы, бытовую технику, литиевые и другие батареи. Поэтапно планируют ввести запрет и на многие другие отходы - вплоть до пищевых отбросов(!). Но эти нормы, хоть и имеются в экологическом законодательстве, де-юре по Казахстану не воплощаются.
А все потому, считает эколог, что мало задать модный тренд и написать по нему закон.
- Кто-то из чиновников придумал этакий очередной «субботник» - решил, что к такому-то году в Казахстане вторичная переработка отходов должна достигнуть такого-то процента, - продолжает Медет Нургалиев. - Исполнение «спихнули» на местные исполнительные органы, но при этом ни рычагов, ни условий, ни механизмов, как это воплощать на практике, не предоставили. Поэтапная цепочка, начиная от предоставления земельного участка для мусорозавода и заканчивая подведением инфраструктуры, к сожалению, не прописана.
В итоге, напомнили экологи, картина маслом - ни один из помпезно, с торжественным перерезанием ленточек запущенных в Казахстане мусороперерабатывающих заводов сейчас не работает. Предприятия либо закрылись, либо обанкротились. Последним «пал» комбинат в Шымкенте, обошедшийся государственной казне в 560 миллионов тенге, но не проработавший даже месяца.


Дорогое дело

Потенциальных инвесторов, желающих вложиться в «мусорное» дело, хватало и в Усть-Каменогорске.
- Мы заводили не одного бизнесмена, выделяли землю, курировали их, - рассказывает Медет Нургалиев. - Но все проходило до первого транша, а потом - буксовало.
Кроме законодательно-технологического несовершенства, роль сыграл другой, не менее важный фактор - мусороперерабатывающий бизнес чрезвычайно затратен!
- Истина в том, что если потенциальный инвестор, произведя расчеты, поймет, что в конечном итоге его сальдо будет с пусть небольшим, но плюсом, он возьмется за дело, невзирая на все остальные препоны, - рассуждает Медет Нургалиев. - Если же вложения не оправдаются, то и не ввяжется в это.
К тому же, рынок спроса на вторичное сырье у нас, к сожалению, синусоидный. «Сегодня» говорят - да приносите хоть сотни тонн, все купим и переработаем, а «завтра» - доллар скакнул и спрос падает.

С тем, что мусорный бизнес далеко не так прост, согласен и директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков.
- Дело в том, что сбор мусора меньше 500 тысяч тонн в год не рентабелен, - поясняет Геннадий Леонидович. - А у нас в городе едва ли наберется 100 тысяч. Так и заводы в Астане, Алматы, Шымкенте попросту «съели» вложенные государством деньги, а КПД - ноль.
Кто в конечном итоге должен взять на себя бремя масштабного чистильщика, так и остается непонятным. Бизнес или государство? А может сами граждане, изнывающие под тяжестью скопившихся отбросов? Инициативу о многократном повышении тарифов за мусор для населения, кстати, озвучивали.
- Возложить траты на плечи налогоплательщиков? Они не выдержат! - уверен Геннадий Корешков. - Проезд на трамвае-то на пять тенге поднять не можем.
Значит, либо государство, либо предприниматели? Но бизнес научился хорошо считать свои деньги, а государственный бюджет - увы, не резиновый…

Три ведра

Говорит об этом и член комитета по вопросам экологиии и природопользования Мажилиса Парламента Казахстана, Ирина Унжакова.
- Раньше, когда я не имела к бюджету никакого отношения, тоже удивлялась, почему не выделят денег на то, на другое? - рассказывает депутат Мажилиса. - Потом, когда пришлось самой участвовать в распределении государственных средств, стала понимать - расходов всегда больше, чем доходов. И на эти цели нужно, и на другие, а денег на все наши «хотелки» не хватает.
Проблема переработки ТБО, говорит Ирина Унжакова, остро стоит не только в Усть-Каменогорске, но и по всему Казахстану - мусорные полигоны заполнены во всех городах страны. И решение этого вопроса - совсем не простое и очевидное, как многим кажется. Во-первых, чтобы бизнесу было интересно, мусор должен стать в буквальном смысле чище.
- В наших бытовых отходах до 80% - бесполезная биологическая масса, - поясняет депутат. - И только 20% того, что можно взять и переработать. А потому, прежде чем кричать и требовать: «уберите мусор» или «постройте завод», граждане должны взять часть ответственности на себя - начать наконец-таки сортировать свои отходы.
Финляндия, привела пример Ирина Унжакова, уже завозит отбросы из заграницы - у себя уже все переработали. Чтобы мусорозавод не стоял, а люди не лишились рабочих мест, финны стали закупать мусор из других стран. Но исключительно - рассортированный.

- Если бы люди взяли на себя ответственность у себя дома раскладывать мусор по трем фракциям - стекло, пластик и все остальное, разложить все по трем ведрам. Это ведь простая вещь. Не требует финансовых затрат, времени, каких-то особых усилий, только личной ответственности...

Слишком заняты?

В Усть-Каменогорске попытка ввести раздельный сбор мусора оказалась провальной.
- В 2011 году по поручению акима города на дворовой территории жилого дома по пр. Независимости, 89 (для семи домов) был обустроен сортировочный пункт для сортировки ТБО на местах первичного образования, - рассказал Аскар Жаксылыков. - Но, как показала практика, на данный момент жители не были готовы к сортировке ТБО.
- Когда в последнюю поездку я была в Усть-Каменогорске, специально подошла к мусорному контейнеру во дворе, - рассказывает Ирина Унжакова. - Чего там только не было - унитаз, битое стекло, куски штукатурки, строительный мусор, которого там в принципе быть не должно. Во всех развитых странах раздельно складируют мусор. А мы не готовы, наша культура еще не доросла. Считаем, что слишком заняты. «Страна большая, пространства много, Шмелев лог замусорили, еще что-нибудь засорим»...
Свой урок культуры, рассказывает депутат, она не забудет никогда.
- В 90-е годы я впервые выехала за рубеж, в Германию, - вспоминает Ирина Унжакова. - Развернула карамельку, прицелилась в урну, но не попала. Мысленно махнула рукой и пошла дальше. Ко мне подошел мужчина и вежливо сделал замечание. Мусор в голове на самом деле, мыслим деструктивно - после нас хоть трава не расти. А ведь здесь будут жить наши дети...
На вопрос, что нужно тем, кого проберет-таки мысль о чистом будущем для своих детей, сделать прямо сейчас, Ирина Унжакова отвечает однозначно: «Немедленно поставить на кухне три ведра...».

Инфобокс: В городе Усть-Каменогорске захоронение отходов происходит на свалке, которая функционирует с 1957 года и принадлежит ТОО «Оскеменспецкоммунтранс» на праве временного безвозмездного землепользования согласно решения акима города от 5 тамыз 1997 года.

Общее количество коммунальных отходов, образованных за весь период деятельности «Оскеменспецкоммунтранс» составляет около 6500 тысяч тонн, а ежегодное образование отходов не превышает 100 тысяч тонн.
Следующая →