Өскемен
пасмурно
-4°
  • Өскемен
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -7°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +5°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -5°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Туркестан
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Великий и могучий

Чем не угодил новый школьный учебник родителям?

Учебник русского языка для семиклассников не обсуждает только ленивый. Мы решили выяснить, чем и кому так не угодило новоприбывшее школьное чтиво?

Напомним, под шквал критики попала вся новая школьная программа, на которую с этого года перейдут ученики 2, 5 и 7 классов, но больше всего нареканий досталось именно вышеуказанному пособию. Родители углядели в нем «съезжание» с основного предмета на географию, историю, информатику и даже ОБЖ, перебор с Интернет-терминами и ссылками на Facebook, цитирование телеведущих и странные, «бессмысленные» упражнения, как, например, разошедшийся по сети рассказ о Кукусе и Бутявке.

Автор ставшего скандальным учебника Зинаида Сабитова и чиновники Минобразования в республиканских СМИ объяснили: новые учебники заставляют думать, а не просто заучивать и переписывать понятные тексты. А упражнение про Бутявку и ее калошат «нужно для того, чтобы ребенок понял, как функционирует язык, оно развивает филологическую проницательность».

Вот только их объяснения не устроили родителей казахстанских школьников. Устькаменогорцы, к примеру, создали целую группу в Whatsapp, где активно обсуждают огрехи современного образования.

«В этом учебнике ни слова от русского языка – позор!», «Что из этой белиберды детям действительно пригодится?», «Шутки и приколы не уместны в обучающих изданиях», «Причислить Пушкина к спаму?» - лишь малая часть нелестных эпитетов в адрес авторов. Есть в группе и родители с иной точкой зрения: «Киньте в меня тапком, но мне задание про Бутявку понравилось, его смысл в том, что даже выдуманные слова легко опознаются как те или иные части речи, по определенным признакам», но они тонут в потоке негодования.

Настоящее письмо

Учебник попал в руки и нам. Любопытное издание, начиная с содержания: Климат и ландшафт, проблемы социальной защиты бездомных, интернет и социальные сети, генно-модифицированные продукты… На странице 189 то самое упражнение: автор просит прочесть сказку «И-пызява», а при затруднении обратиться к словарю «Пусек бятых». Последние, к слову - небезызвестный цикл лингвистических сказок знаменитой российской писательницы Людмилы Петрушевской. На ум приходит и незабвенное Кэрроловское «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве.» Интересно, доставалось ли в свое время за «тарабарщину» автору Алисы в Зазеркалье?
- Такие задания еще в 30-е годы изобрел профессор Щерба, - пояснила нам филолог из Алматы Елена Ким. – Вспомните его знаменитую «глокую коздру». Здесь также - все корневые морфемы заменены на несуществующие сочетания звуков, и тем не менее смысл понятен. Если использовать такие примеры в качетсве языкового эксперимента, почему нет? Тем более семиклассники – уже не малыши, поймут.
К слову, сразу следом за Кукусей идет следующее упражнение, в котором автор приводит отрывок из «Одиночества в сети». Не Капитанская дочка, конечно, но Януш Вишневский – довольно известный польский писатель. Автор учебника просит семиклассников задуматься, почему Вишневский называет настоящим не е-мэйл, а бумажное, написанное «на настоящей бумаге, настоящим вечным пером» письмо…

Чего в учебнике, на самом деле, мало, так это теории – правилам орфографии и пунктуации «выделены» только 26 страниц из 360. Впрочем, автор учебника, как и создатели всей новой программы, утверждают, что цель пособия – научить ребенка говорить. «Вы будете не просто изучать эти темы, вы будете учиться рассуждать, выражать свои мысли, защищать свою точку зрения», - обращается Зинаида Сабитова к семиклассникам ученикам в начале учебника. Почему бы не о ГМО или бездомных? Но эти темы родители считают неприемлемыми для учебника русского языка. Впрочем, одна из глав, «День Победы», возмущений у общественности не вызвала…

Кстати, много ли нас просили порассуждать в школьные советские годы? Я, скажу вам прямо, на уроках русского почти не поднимала головы от тетради, расставляя запятые и тире, и возможность высказать свое мнение у меня была разве что на редких уроках «Человек и общество»…

Новое? В штыки!

Пока родители возмущаются, учителя предпочитают помалкивать. Их сложно в этом упрекнуть, ни для кого не секрет, под каким колпаком они вынуждены работать. Преподаватели-филологи тоже осторожничают: мол, судить учебник по одному фрагменту, гуляющему в сети, нельзя, нужно анализировать издание полностью. Но мы все же услышали мнение одного из профессионалов.
- Кукуся хороша, но такие примеры должны быть единичными, - считает Елена Ким. – Смайлы, репосты, аватарки – весь этот новояз тоже не нужен, его хватает в жизни. К сожалению, сейчас весь мир стремится к упрощению, не только образование, но и кино, литература. Поэтому в школе должны давать фундаментальные, классические знания. А упростит их потом сама жизнь или сам человек.
К слову о программе для младших школьников. Нареканий к ней меньше, но все же есть учителя, которые «все еще не оправились от новой программы первоклашек» в 2016-ом.
- Большинство учителей все же остались довольны, - считает доцент кафедры ВКГУ, а заодно и соавтор программы по русскому языку и литературному чтению Наталья Бениш. – При разработке программы мы много сил приложили, боролись за то, чтобы по максимуму сохранить содержание предмета, чтобы новая программа коренным образом не ударила ни по учителям, ни по детям. Лексика, фонетика, орфография остались в прежнем объеме. Методы и технологии, да, изменились, как меняется сама жизнь. Тот же интерактив, который почему-то у некоторых вызывает негатив, может слово непонятное? А это просто - практикоориентированное задание. Что есть в жизни, тому и на том и учим.
Впрочем, новое всегда воспринимается в штыки.
- Родители судят с позиции того, что они привыкли по-другому, а здесь надо иначе, - говорит ученый. – Но думаю, постепенно разобравшись, они успокоятся. И не все учителя готовы к этому, привыкли работать так, как было раньше. Но тоже перейдут на новые рельсы. А потом, когда введут что-то еще, скажут: «Ой вот это было хорошее...»
Устькаменогорские родители же продолжают упорствовать. По инициативе одного из них при Общественном совете ВКО даже создали группу по вопросам образования.
- Создать ее должны были раньше, но только сейчас появился серьезный повод, - рассказали в Институте анализа и прогнозирования ВКО. - Уже в сентябре состоится ее первое заседание.
Возмущенные родители разместили и петицию на имя Нурсултана Назарбаева с просьбой «переделать учебники русского языка». Под обращением подписались уже полтысячи человек. Жаль только, что комментарии к ней изобилуют грамматическими ошибками. Что с трудом простительно тем, кто так ратует за великий и могучий…
Следующая →