Өскемен
пасмурно
-4°
  • Өскемен
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -7°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +5°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -5°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Туркестан
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Не уносимое ветром

Что хуже – экология Усть-Каменогорска или мнение о ней?

На этой неделе Центр экологической безопасности Усть-Каменогорска отмечает день рождения. В его канун экологи поделились с «Устинкой плюс» мнением о том, наполовину грязен или наполовину чист воздух, которым мы дышим.

А неделя накануне выдалась во всех смыслах жаркой. Зачихавшие горожане обрывали телефон ЦЭБа. Неспроста - бабье лето традиционно дарит нам затишье и как следствие НМУ. И дней, подобно этим, в областном центре бывает от 60 до 100(!) в год.
- К сожалению, мы, устькаменогорцы, являемся заложниками своего географического положения - устья каменных гор, - рассказывает директор ЦЭБ Геннадий Корешков. – Например, в Павлодаре также работает много промышленных предприятий: и ТЭЦ, и алюминиевый завод, и нефтеперерабатывающее производство, которые ежегодно выбрасывают в атмосферу в три раза больше загрязняющих веществ, чем предприятия Усть-Каменогорска – 170 тысяч тонн против наших 65. Но Павлодар стоит в степи, а потому хорошо продувается…
Вообще-то, экология – понятие достаточно обширное: это и промышленная экология, и экология жилища, и биоэкология. Но обыденность такова, что для устькаменогорцев она накрепко связана с атмосферным воздухом – тем, чем мы дышим.
- На нас давит и промышленное наследие города, - поясняет директор ЦЭБ. - Наши промгиганты исторически оказались в центре города. За примером далеко ходить не нужно. Когда в 1938 году строили масляный заводик, вокруг была пустошь. Потом кто-то «умный», в нарушение всех правил, разрешил строительство жилых домов в санитарно-защитной зоне. И теперь жители Пристани не перестают жаловаться на запах, идущий от АО «Май». Впрочем, есть хорошая новость – уже скоро на заводе пообещали установить новое оборудование.


Сплошной негатив?

Хороших новостей, кстати, хватает, но даже в них большинство умудряется увидеть негатив и побрюзжать. Но слова «никто палец о палец не ударяет» и «с плохой экологией никак не борются», экологам, по меньшей мере, кажутся несправедливыми. Взять хотя бы внедрение системы РАИСПЭМ, которая позволяет контролировать содержание основных загрязняющих веществ в воздухе областного центра. Или природоохранные мероприятия самих промышленников Усть-Каменогорска, на которые те ежегодно тратят порядка шести миллиардов собственных средств.
- Представьте, 20 лет назад Казцинк выбрасывал 70 тысяч тонн диоксида серы. Сейчас этот показатель, после внедрения новой металлургии, снизился до 19, - рассказывает Геннадий Корешков. - Это разве не результат? 20 лет назад ПДК по этому же соединению было 4,5, бүгін - 1,5. Как можно не замечать изменений?
Устькаменогорцы, полагают экологи, «грешат» экофобией, которую вдобавок сами тиражируют: пугает все – радиационные пятна, строительство БЯТ, остановка Хальдор Топсе…
- Но если копнуть глубже, то мы поймем - люди раздражены совсем другими вещами, социальными, - считает Геннадий Корешков. – К примеру, работающий человек получает два МРП к зарплате, а выходит на пенсию – лишается этого. Обидно. И таких вопросов много. Посмотрите что творится с нашим образованием? То в пять лет отправляют в школу, то учебник «не такой» выпустят… А постоянные передвижки в нашей медицине? Цена на бензин растет, и остальные цены за ним. Ну как тут не злиться? А тут еще «плохая» экология!


Связать не могут


Экология волнует нас не столько сама по себе, сколько из-за ее влияния на наше здоровье. «Ожог горла» - это ли не любимый диагноз устькаменогорцев, который они регулярно сами себе ставят? Сами – потому что «врачам такое заключение писать строго запрещено». В областном управлении здравоохранения от приписываемой им конспирации открещиваются.
- Врачи ставят диагноз на основании Единой Международной классификации болезней 10-го пересмотра, - пояснил «Устинке плюс» заместитель руководителя ведомства Ильяс Мухамеджан. - Диагноза - ожог горла, вызванный повышенным содержанием вредных веществах в атмосферном воздухе, и ему подобных, в этой классификации нет, и потому мнение о каких-либо запретах на «него» беспочвенно.
Но есть ли вероятность, что он появится в ближайшем будущем? Коллеги медиков, специалисты ВК филиала национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний, возможно, хотели бы этого, но пока - увы. В центре не отрицают - такие болезни есть, их называют экологически обусловленные нарушения здоровья (ЭОНЗ).
- Связь таких болезней с факторами окружающей среды существует, но она не столь сильна, чтобы быть очевидной, - рассказывает руководитель центра Зейнулла Султанбеков. - Поэтому доказать наличие связи между состоянием здоровья и окружающей средой – задача непростая.
Над которой, к слову, бьются ученые всего мира. И несмотря на ранее проведенные исследования многие вопросы этой проблемы остаются еще не решенными: из-за многообразия химических элементов, их комбинаций в природе и разноплановости воздействия на организм человека, из-за сочетания с психоэмоциональными факторами, социально-экономическими и т.д.
- Понимаете, на здоровье людей, проживающих в самых разных местах, влияют и климат, и образ жизни, наследственность, социально-экономические факторы, питание в конце концов, - говорит профессор. - Роль экологии только 20%. Да, интерес к экологически зависимым болезням растет во всем мире. Но в науке и доказательной медицине пока не хватает методологии, технологии установления причинных связей между окружающей средой и ведущими массовыми патологиями, поэтому реальных успехов в этой области пока крайне мало.
Доктор рассказывает - у нас тоже проводились научные исследования: «Влияние экологических факторов на здоровье населения урбанизированных территорий 2010-2012» и нашумевшее в 2015 году «Комплексное обследование и оценка экологической ситуации с целью определения риска для здоровья населения на селитебной территории СЗЗ северного и северно-восточного промышленных узлов города Усть-Каменогорска».
- В перечне часто встречающихся болезней - примерно одинаковые во всех исследуемых городах: Тараз, Экибастуз, Актау, Жанаозен, то есть именно характерных, специфичных для данных регионов, в том числе для Усть-Каменогорска, нет. - пояснил Зейнулла Султанбеков. - Болезни самые обычные часто встречаемые: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, заболевания легких.
Впрочем, когда в ноябре 2015 года озвучивали результаты исследования для общественности, звучала и другая информация.
- Физическое и иммунное состояние детей и подростков хуже, чем у их сверстников, проживающих поодаль от промгигантов, - сообщил тогда Галым Беркинбаев, гендиректор компании «Экосервис-С», проводившей исследование. - Та же ситуация с беременными женщинами.
Вывод был таков: относительно удовлетворительное состояние окружающей среды, однако здоровье населения требует более тщательного анализа для разработки программы по оздоровлению жителей.
- Что касается здоровья населения Усть-Каменогорска, то на него, возможно, повлияло историческое воздействие экологических факторов, - резюмирует Зейнулла Султанбеков. - Несоответствие между экологическим состоянием Усть-Каменогорска и высокими показателями заболевания населения может быть связано со снижением наших адаптационных возможностей из-за интенсивных промышленных выбросов в 70-90-е годы, в том числе и из-за Семипалатинского ядерного полигона.


Эффект плато

Экологи ЦЭБ вторят – да, проблемы есть, иначе не было бы необходимости в их работе.
- В Усть-Каменогорске практически нет здоровых людей, средняя продолжительность жизни гораздо ниже, чем по стране, - говорит руководитель центра. - Каждый своими легкими ощущает – что-то с воздухом не то.
Конечно, хочется, чтобы стало «то», но добиться этого в одночасье трудно, мешают многие объективные вещи. К примеру, уповать и дальше на сознательность промгигантов, которые улучшали свои показатели последние годы, больше не стоит. Предприятия исчерпали свои возможности, бүгін они подошли к моменту «плато», когда как бы они ни старались, дальше таких скачков уже не будет. Нужны революционные новые технологии. Такой, к примеру, могло бы стать строительство новой ТЭЦ за пределами города, на газе. Но это упирается в немыслимые финансы.

Зато у экологов есть другие резервы – поле деятельности, где еще можно развернуться. Менять законодательство, например. Госструктуры сейчас подчинены разным министерствам, а оттого экологические ведомства словно щука, лебедь и рак из басни. Департамент экологии ограничивается лишь карательными мерами. Казгидромет самостоятельно определяет, где и что контролировать, и потому обделяет вниманием - Зыряновск, Курчатов, Шемонаиху. А Управление природных ресурсов настолько перегружено заботами о лесе и животных, что на экологию не хватает сил…

Еще эффективнее - бороться с низкосортным топливом, радиационными пятнами, болотами, стихийными свалками, чадящими автобусами, дымящими шашлычными, запахом очистных, тотальной вырубкой деревьев. Недаром лозунгом в ЦЭБ стало не «Кто виноват?», а «Что делать?».
- Понятно, что копившиеся десятилетиями проблемы не могут быть решены в одночасье,- говорит Геннадий Корешков. – Но мы не складываем рук и надеемся, что общими усилиями, шаг за шагом, мы улучшим наш город.
P.S. О перечисленных выше экологических проблемах региона и о том, как с ними борются, мы расскажем подробнее в следующих номерах.
Следующая →