/ Білецік, пожалуйста: как работает система электронного билетирования в Минске
/ Рекламные блоки

Білецік, пожалуйста: как работает система электронного билетирования в Минске

Систему электронного билетирования, будем надеяться, вот-вот внедрят в Усть-Каменогорске, ее разработчиками выступила белорусская компания IBA Group
24 января 2021 года, 17:52 613 Анна Коцарева
Новости Казахстана и регионов на сегодня. - Білецік, пожалуйста: как работает система электронного билетирования в Минске
Источник: © Устинка LIVE Фото: © IBA Group
Семь лет назад они запустили аналогичную в столице Беларуси - в городе Минске, передает корреспондент Устинка LIVE.

Пока жители областного центра с трепетом - пусть и не совсем приятным - ожидают, когда в автобусах и трамваях заработают наконец уже установленные валидаторы, специалисты решили поделиться своим опытом.

оплата картой в трамвае.jpg

Оплата с помощью карты к валидатору.JPGрасписание автобусов.jpg


Про систему и цены

Прежде всего надо сказать, что в Семее, Алматы действуют другие системы, от иных разработчиков. Ту, что готовят к внедрению в областном центре, в Беларуси разрабатывали несколько лет.
- К тому времени, когда мы взялись за проект, подобные системы уже были, - рассказывают специалисты компании IBA Group. - Мы изучали их вместе с перевозчиком, на это потратили несколько лет. В результате поняли, что нужно создавать систему самим и с нуля. Для других систем использовалось дорогое и большое оборудование, а также не было такой защиты, как нам хотелось.
В итоге новую систему впервые запустили в Минске. В декабре 2013 года подключились трамваи, в апреле-мае 2014 - весь остальной транспорт города: автобусы, троллейбусы, метро и поезда городских линий.
- Автопарк перевозчика "Минсктранс" насчитывает около 3000 наземных транспортных средств: автобусы, трамваи, троллейбусы и электробусы, -  отметили в компании. - Этот транспорт покрывает все городские маршруты и часть пригородных.

электробус.jpg


Всего в Минске установлено более 15 тысяч валидаторов. При этом достаточно купить одну карточку, и ею можно оплачивать проезд в любом виде транспорта.
- Для удобства оплаты разработана гибкая тарифная политика, которая, помимо записи нескольких тарифов одновременно, позволяет получать выгоду пассажиру, - поясняют специалисты. - Для примера: стоимость разовой поездки в автобусе стоит 75 копеек (при оплате картой - прим. авт.), у водителя - 80 копеек. А если пассажир записывает тариф на 100 поездок, то в рамках него стоимость одной поездки составит 62 копейки. Также можно комбинировать тарифы по типу транспорта. Например, записать на карточку совмещенный проездной на автобус-троллейбус-метро. Это будет выгоднее, чем платить за разовые поездки или записывать каждый вид транспорта отдельно.
При этом, по словам представителей IBA Group, стоимость проезда после внедрения системы не изменилась. Оплатить можно как карточкой, так и наличными - для этого приобретается разовый талончик. Они погашаются в электронном компостере и также едины для наземного общественного транспорта.
- Что касается льготников в общественном транспорте, то у нас их немного, - говорят в IBA Group. - Если они и есть - то это стопроцентная льгота, например, школьники и инвалиды. Система запускалась так, чтобы на первом этапе полностью повторить логику работы имевшейся системы оплаты. Она не изменяла устоявшиеся правила, а создавала новые удобства для пассажиров.

талоны разная стоимость.jpg


От истоков к развитию

Наверное, всегда человек достаточно болезненно реагирует на какие-либо изменения, тем более кардинальные.
- Естественно, при внедрении автоматизированных систем всегда проходит некоторое время для того, чтобы пассажиры почувствовали эффект и пользу от нововведений, - продолжают в IBA Group. - Однако сегодня система бесконтактной оплаты стала неотъемлемой частью жизни минчан. Единственным, пожалуй, нареканием стало то, что после внедрения бесконтактной оплаты пассажиры вынуждены прикладывать карты к валидаторам, даже если на них был записан проездной билет без лимита поездок. До этого бумажный проездной нужно было показывать только контролеру. Однако и это делается не просто так. Одна из возможностей системы - учет всех пассажиров в рамках конкретного рейса, маршрута или просто подвижной единицы. Поэтому прикладывание к валидатору безлимитных проездных позволяло собирать статистику и на основе достоверных данных принимать решения: продлевать время работы, увеличивать количество автобусов на линии или же отменять вовсе некоторые рейсы.

Устройство контролера.JPG


Внедрение системы электронного билетирования в Минске планировалось для решения двух основных проблем, причем взаимосвязанных.
- В Минске параллельно существовали кондукторы и контролеры, причем кондукторы не закрывали в полном объеме весь транспорт. В остальном транспорте, где не было кондукторов, пассажиры оплачивали проезд самостоятельно: покупали билет у водителя или заранее на остановочном пункте, - рассказывают специалисты. - Перевозчик хотел сократить кондукторов, чтобы снизить свои расходы. В то же время существовала проблема: некоторые пассажиры в транспорте, в котором не было кондукторов, не пробивали талончик до появления контролеров. То есть при полном сокращении кондукторов можно было ожидать, что количество таких пассажиров вырастет. Однако возможность блокирования системы оплаты на время контроля полностью решило эту проблему. Сокращение кондукторов не привело к падению доходов у перевозчика, при этом существенно уменьшились затраты на кондукторов.

расписание на остановке.jpg


В результате почти семилетней работы системы, как отмечают в IBA Group, общественный транспорт столицы Беларуси стал современным во всех смыслах этого слова.
- В 2020 году система оплаты проезда в Минске в очередной раз подтвердила соответствие мировым стандартам. Благодаря этому город встал в один ряд с такими мегаполисами, как Лондон и Ванкувер, - делятся специалисты. - Именно в этих городах, по мнению Visa, внедрены самые передовые решения в области бесконтактной оплаты в транспорте. Также валидаторы, которые установлены в Минске и Усть-Каменогорске, в конце 2020 года получили сертификат международной платежной системы Mastercard.
Одним из преимуществ системы является то, что ее полный выход из строя в принципе невозможен. Так как, поясняют эксперты, система полностью децентрализованная - одно оборудование не влияет на работу другого оборудования.

Нет, по словам разработчиков, у нее и слабых мест как таковых.
- К некоторым недостаткам с технической точки зрения можно отнести только обратную сторону децентрализованности. Поскольку тариф записывается прямо на карту - сложно создать систему пополнения с помощью Интернет-банкинга, но и этот вопрос успешно решен, - отметили в IBA Group. - Мы развили систему и добавили способ оплаты с помощью бесконтактной банковской карточки, мобильного устройства с NFC, а также браслетов, часов или колец. Такая возможность появилась в метрополитене, поездах городских линий и одном трамвайном маршруте.
В конце 2020 года в Минске был запущен еще один инновационный способ оплаты в метрополитене - Apple Express Pay. Пассажирам достаточно просто поднести iPhone или Apple Watch к устройству считывания - без разблокировки. Оплата возможна даже с разряженным телефоном.

Будущее - за технологиями

Следующее новшество, которое внедряют в Усть-Каменогорске - приложение для отслеживания движения общественного транспорта в реальном времени, в Минске работает с 2009 года. Систему диспетчеризации здесь запустили еще до внедрения электронного билетирования. Причем по этой системе работает пассажирский транспорт и других регионов Беларуси.
- В рамках диспетчеризации есть система информирования пассажиров, которая имеет различные методы предоставления информации: табло на остановочных пунктах, web-сайт, USSD-запросы, мобильное приложение для Android и iOS, - поясняют в компании. - Приложение для мобильных устройств называется ТранспортBY - оно имеет схожий функционал и внешний вид с приложением OskemenBus.

электронное табло.jpg


Еще одно проблемное место общественного транспорта Усть-Каменогорска - старые машины. Мы не могли не поинтересоваться, как к решению этого вопроса подходят в Беларуси.
- Срок службы подвижного состава у нас, как правило, не более 10 лет. Транспорт обновляется постепенно, последнее наиболее заметное обновление подвижного состава в Минске началось в 2018, оно продолжается и сейчас, - рассказали специалисты. - Есть и частные перевозчики, они работают на маршрутных такси - около 500 машин. К системе оплаты они не подключены. Но подключены к системе диспетчеризации.
Хорошо там, где нас нет… Однако и у нас может быть хорошо, если сойдется множество факторов. Если власти будут претворять свои обещания в жизнь в срок, а не откладывать на годы - как с поставкой новых автобусов и с тем же электронным билетированием. Если власти будут привозить в город действительно новые машины, а не те, что уже списали в других городах - как с "новыми" трамваями, которые по прибытии из Алматы еще долгое время "подгоняли" под наши рельсы и ремонтировали. Если жители не будут воспринимать в штыки любую новость о любом изменении, а стараться вдуматься, вникнуть и понять возможные преимущества - как опять же в случае с внедрением систем электронного билетирования и диспетчеризации. Где-то ведь все это работает и даже успешно.

К слову, вполне возможно, что бесконтактные системы оплаты - это и есть будущее человечества.

Загрузка...

Новости по теме

Получайте уведомления от Устинка Live