Усть-Каменогорск
ясно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +16°
  • Нур-Султан (Астана)
    +20°
  • Актобе
    +21°
  • Форт-Шевченко
    +21°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +16°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +20°
  • Кызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +16°
  • Петропавловск
    +19°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +20°
  • Шымкент
    +20°
$
447.4
-1.49
477.55
-0.38
¥
61.81
-0.21
4.76
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Казахстан Казахстан
Источник:
Устинка LIVE

Лига Потребителей Казахстана обнародовала итоги работы горячей линии

Сегодня Ассоциация "Лига Потребителей Казахстана", являющаяся с 2000 года членом Consumer International (Всемирной организацией потребителей) подвела итоги первого квартала по обращению граждан

В конце прошлого года Лига Потребителей запустила процесс по рассмотрению обращений потребителей табачных изделий и никотиносодержащей продукции (НСП) и призвала граждан адресовать все свои вопросы по данным категориям продуктов на горячую линию (2518- Beeline и 2040- Activ). За период январь-март текущего года в Лигу обратилось около 500 потребителей с вопросами/жалобами по этой теме.

По итогам первого квартала выяснилось, что потребителей волнуют в основном следующие вопросы, связанные с табаком и НСП:

  • качество и сертификация сигарет и НСП (12% обращений);
  • безопасность НСП (20% обращений);
  • рост цен на табачную продукцию (8% обращений);
  • отсутствие в наличии сигарет и НСП в магазинах у дома в связи с карантином (60% обращений).

Потребителей, обращавшихся по поводу качества и сертификации сигарет и НСП, волновал, в первую очередь, вопрос наличия государственных стандартов на сигареты и НСП в Казахстане. Рассматривая обращения граждан, Лига выяснила, что все сигареты, производимые в Казахстане и экспортируемые в страну, соответствуют государственным стандартам, за исключением контрафактной продукции. А касательно категории НСП, включающей в себя и электронные сигареты, выяснилось, что только продукт хитс от табачной компании прошел сертификацию в АО "Алматы стандарт", а все остальные НСП, как производимые, так и импортируемые на территорию страны, не сертифицированы.

С проблемой сертификации также были тесно связаны вопросы безопасности НСП. Потребители обращались по поводу безопасности НСП в связи со случаями, имевшими место в прошлом году с электронными сигаретами в США, а также из-за наличия разных мнений в СМИ и в социальных сетях про НСП в целом. Лига выяснила, что, согласно научным исследованиям, проведенным за последние годы различными исследовательскими центрами, электронные сигареты менее вредны, чем обычные сигареты, так как в них нет процесса горения табака. Однако однозначного мнения нет в связи с тем, что это относительно новый продукт. Тем не менее, например, FDA (Управление по контролю продуктов и медикаментов США) считает, что необходимо остановить рост популярности вейпов среди тинейджеров, но при этом не ущемить интересы взрослых курильщиков, которые уже используют электронные сигареты. И, конечно, в Америке все электронные сигареты, системы нагревания табака, вейпы должны иметь разрешение на продажу от FDA.

Лига потребителей Казахстана рекомендовала потребителям использовать только сертифицированные продукты НСП, если они не могут отказаться от своей привычки.

Что касается обращений по поводу роста цен на сигареты и табачные продукты – они были сопряжены со снижением курса тенге и ростом цен на товары. Потребители отмечали увеличение цен на табачную продукцию в некоторых магазинах Алматы, их интересовало, насколько это законно, и будет ли данный тренд сохраняться в дальнейшем. Расследуя обращения граждан, Лига выяснила, что цены на табачную продукцию, производимую в Казахстане, могут вырасти максимум на 5-10% в течение текущего года, однако стоимость импортируемой табачной продукции будет напрямую зависеть от курса доллара к тенге.

Очень большая часть обращений граждан (около 60%) пришлась на период карантина. Потребители жаловались на отсутствие сигарет и НСП в магазинах у дома в связи с режимом чрезвычайного положения. В крупных продуктовых сетях, таких как Магнум и Small, проблем с наличием сигарет и НСП не наблюдалось. Проблемы, связанные с наличием продукции, наблюдались только в магазинах у дома. Потребителей интересовало, может ли данный вопрос быть решен во время карантина, и Лига Потребителей выяснила, что сигареты и НСП не включены государственными органами в список продуктов первой необходимости, и именно этот фактор создал проблемы с их доставкой в магазины у дома.

Комментируя итоги обращений потребителей в первом квартале, Светлана Романовская, Председатель Лиги Потребителей Казахстана, отметила, что если жалобы по безопасности и сертификации сигарет и НСП возникали больше в январе и феврале текущего года, то в марте большинство обращений были связаны с отсутствием сигарет в магазинах у дома.

Говоря о вопросах безопасности и сертификации электронных сигарет, С.Романовская подчеркивает, что законодатели должны обратить особое внимание на регулирование данного продукта: "В своих обращениях к нам потребители отмечали, что они перешли на электронные сигареты с целью бросить курить. Ввиду большого количества противоречивой информации в СМИ и в социальных сетях их волновали вопросы безопасности, сертификации данных продуктов. В Кодексе о здоровье, который сейчас на стадии рассмотрения, электронные сигареты предлагается приравнять к обычным сигаретам. Мы рекомендуем законодателям пересмотреть свою позицию и выделить электронные сигареты в отдельную категорию".

Лига Потребителей планирует и дальше мониторить и публиковать результаты обращений потребителей, связанных с табачной продукцией и НСП. Лига призывает всех потребителей обращаться со своими жалобами и вопросами на горячую линию (2518- Beeline и 2040- Activ).

Об ОЮЛ "Ассоциация "Лига Потребителей Казахстана"

Объединение Юридических Лиц "Ассоциация Лига Потребителей Казахстана" — некоммерческая, неправительственная организация, которая объединила ведущих экспертов в области зашиты прав потребителей, ставящих перед собой цель совершенствовать политику в сфере защиты прав потребителей совместно с государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, средствами массовой информации, а также всеми заинтересованными лицами.
Следующая →