Усть-Каменогорск
ясно
+4°
  • Усть-Каменогорск
    +4°
  • Алматы
    +18°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +17°
  • Форт-Шевченко
    +17°
  • Атырау
    +20°
  • Караганда
    +8°
  • Кокшетау
    +5°
  • Костанай
    +10°
  • Кызылорда
    +28°
  • Павлодар
    +3°
  • Петропавловск
    +3°
  • Тараз
    +19°
  • Уральск
    +15°
  • Шымкент
    +23°
$
443.85
-0.47
474.3
+0.97
¥
61.25
-0.06
4.8
+0.04
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Не дать шанса на обман: кто и как защищает права потребителей ВКО

Эта сфера в Казахстане - одна из проблемных в стране, ежегодно от граждан в государственные органы поступает около 40 тысяч обращений по потребительским спорам

Газета / Не дать шанса на обман: кто и как защищает права потребителей ВКО
Фото:
Устинка LIVE

Наверное, нет ни одного человека, который бы не сталкивался в своей жизни с обманом во время покупки товаров или в сфере предоставления услуг: с обсчетом, обвесом, невыполненными договорными обязательствами, неудовлетворенностью качеством покупки, мошенничеством, передает корреспондент Устинка LIVE.

Но редко кто, "попав на деньги", рискует окунуться с головой в нелегкий процесс их возвращения… Статистика и вовсе говорит о том, что более 2 млн взрослого населения страны сталкивается с ущемлением своих потребительских прав. Причинами проблем эксперты называют слабое знание законов среди населения, сложную и неочевидную структуру разрешения конфликтов сторонами и загруженность государственных и судебных органов. Постановлением Правительства РК от 10 июля 2019 года при Министерстве торговли и интеграции создан Комитет по защите прав потребителей. В регионах начали работать его территориальные подразделения. О том, чем они занимаются на деле, чего добились за четвертый год своего существования, мы побеседовали с руководителем Департамента по защите потребителей ВКО Канатом Женисбекулы.

Канат Женисбекулы_фото В. Иванова.jpg

Руководитель Департамента по защите потребителей ВКО Канат Женисбекулы

?Расскажите об основных задачах Вашего ведомства.

Все просто! Мы осуществляем межотраслевую координацию деятельности госорганов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, контроль за соблюдением законодательства в этой сфере, естественно, рассматриваем обращения потребителей. Также в наших функциях преду-смотрено обращение в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу. И, конечно, проведение информирования, консультирования, просвещения, повышения правовой грамотности потребителей.

?И каковы успехи ведомства на этой стезе в прошлом году?

В 2021 году мы рассмотрели 699 обращений потребителей, если сравнивать с 2020-м - тогда поступило 411 обращений. Из них в письменной форме - 356 обращений, по телефону - 118, в систему e-tutynushy.kz - 195, телеграм-бот - 8 и на личном приеме - 22 обращения. Сумма денежных возвратов потребителям составила свыше 9 миллионов 320 тысяч тенге (в 2020 году - 7 086 245 тенге), в том числе в сфере розничной торговли - 6 983 474 тенге. Здесь были нарушены права потребителей по обмену и возврату непродовольственных товаров ненадлежащего качества.

?И каких нарушений прав потребителей все-таки больше?

Из анализа поступивших обращений следует, что в области чаще всего нарушаются права потребителей именно в розничной торговле. В целом население больше беспокоят вопросы, возникающие при приобретении некачественных товаров, обмена и возврата товара, некачественного предоставления бытовых услуг, по изготовлению и ремонту мебели, окон и дверей, в сфере электронной торговли, несоответствия товара заявленным свойствам, несвоевременная доставка, отказы в возврате денежных средств при возврате билетов, а также способы досудебного урегулирования спорных отношений.

?У Вас есть право проводить проверки субъектов бизнеса, допустивших нарушения прав потребителей?

Да, за 2021 год проведено восемь внеплановых проверок в отношении субъектов крупного и среднего предпринимательства, малый и микробизнес пока не проверяем - действует мораторий. По результатам вынесены предписания об устранении нарушений в сфере защиты прав потребителей и наложены административные взыскания на магазины "Сулпак" в городах Усть-Каменогорск и Риддер, ТОО Gulser computers в Риддере, магазин "Технодом" и ТОО "Сател" по продаже телефонов и комплектующих в Усть-Каменогорске. В целом Департаментом проводятся проверки по следующим основаниям: части 5 и 6 статьи 190 КоАП РК "Неисполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) обязанностей" по:
  • размещению на казахском и русском языках информации о контактных данных продавца (изготовителя, исполнителя), уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информации о праве потребителя обратиться к ним за восстановлением своих нарушенных прав и законных интересов;
  • обеспечению обмена или возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества в срок, установленный законодательством РК;
  • предоставлению письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в срок, установленный законодательством РК.
Кроме того, проводим проверки согласно части 1 статьи 193 КоАП РК "Непредоставление по просьбе покупателя необходимой информации о товаре, его месте происхождения, изготовителях, потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий".

?Кто еще может защитить права обманутых потребителей?

На территории региона функционирует шесть действующих общественных объединений по защите прав потребителей, из них в Усть-Каменогорске: "Аманат", "Ваше Право", "Азат", "Тимур", в Риддере - "Риддерское городское общество защиты прав потребителей и в Семее - "Коргаушы". В 2021 году открыты фронт-офисы в Семее, Урджарском районе и в Риддере. С участием Департамента и акимата Семея достигнута договоренность с общественным объединением "Коргаушы" об оказании бесплатной еженедельной (по пятницам) консультационной помощи социально уязвимым слоям населения по защите прав потребителей, и выделено помещение для приема потребителей в здании акимата города.

?Какие новшества введены в сфере защиты прав потребителей?

25 июня 2020 года принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей", внесены поправки в Гражданский кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, в Предпринимательский кодекс, в Закон "О торговой деятельности" и в Закон "О защите прав потребителей". Предусмотрена трехступенчатая система рассмотрения жалоб. Первая ступень - в случае назревания конфликта между потребителем и предпринимателем подразумевает самостоятельное урегулирование конфликта между сторонами или на площадке досудебного рассмотрения споров. Если не получилось разрешить ситуацию на месте, участники переходят на следующий уровень - рассмотрение жалобы уполномоченным органом с применением административных мер по отношению к представителю бизнеса. Санкции будут применять в отношении недобросовестных предпринимателей, отказавшихся устранить допущенные нарушения в добровольном порядке. Третий уровень предполагает обращение в судебные органы. Очевидно, что доводить дело до судебных разбирательств вряд ли кто-то захочет, поэтому и большая часть споров разрешается на первой стадии, что в свою очередь существенно повысит социальную ответственность предпринимателей перед обществом и материальную - перед покупателем. В мировой практике досудебное урегулирование споров - наиболее цивилизованный и эффективный способ избежать длительного конфликта, он, естественно, во всех смыслах наименее затратный.

В этом году мы ждем принятия нового закона, внедрения института омбудсмена по правам потребителей и создания Палаты потребителей, которая по примеру Палаты предпринимателей начнет также активно помогать населению.

?Сейчас идет процесс всемирной цифровизации услуг. Как с этим обстоят дела в сфере защиты прав потребителей?

Особое внимание хочу обратить на Единую информационную систему приема жалоб E-Tutynushy (ЕИС), которая функционирует с января этого года. Она предназначена для автоматизации процесса приема и рассмотрения жалоб казахстанцев, их систематизации и регистрации на всех уровнях системы защиты прав потребителей. Для удобства в системе размещены стандартные формы жалоб в зависимости от предмета спора и сферы услуг, а также перечень и контакты "защитников". Кроме того, ЕИС обеспечивает доступ к любому субъекту досудебного регулирования или государственному органу, если они зарегистрированы в системе. В условиях новой цифровой реальности предлагаемая автоматизация процесса подачи и рассмотрения жалоб поэтапно трансформируется в масштабную онлайн-платформу оперативного разрешения споров. Департаментом с начала года было рассмотрено и обработано более 195 обращений потребителей, обратившихся через Единую информационную систему защиты прав потребителей.

?И напоследок, куда восточноказахстанцы могут обратиться за защитой своих прав?

Жители региона могут обратиться в Департамент по защите прав потребителей по телефону горячей линии: 8(7232) 26-72-07. Мы всегда рады помочь, если это в наших силах.

Следующая →