Усть-Каменогорск
ясно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +16°
  • Нур-Султан (Астана)
    +20°
  • Актобе
    +21°
  • Форт-Шевченко
    +21°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +16°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +20°
  • Кызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +16°
  • Петропавловск
    +19°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +20°
  • Шымкент
    +20°
$
447.4
-1.49
477.55
-0.38
¥
61.81
-0.21
4.76
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Из-за дефицита в РК, в том числе и в ВКО, подорожала солярка

Какие меры предпринимает правительство страны, чтобы избежать топливного кризиса, и к чему казахстанцам следует готовиться

Газета / Из-за дефицита в РК, в том числе и в ВКО, подорожала солярка
Фото:
В.Иванов / Устинка LIVE

Вдруг неожиданно опять пришел октябрь… И закипели страсти, и грянул ажиотаж, и взметнулись в заоблачные выси цены на дизельное топливо! Который год на те же грабли. Честно, ну только сарказм сейчас и спасает казахстанцев от упаднических настроений. В соцсетях появилось фото ценника на АЗС в Павлодаре с шокирующей стоимостью ДТ - 770 тенге за литр. Бушует Костанай и Экибастуз - там 300 и выше. А в Восточном Казахстане на заправках - нолики, "нет", в лучшем случае - по талонам.

Ну почему опять? О запасах дизтоплива в Казахстане отчитался министр энергетики Магзум Мирзагалиев.

Топливный кризис, который мы сейчас имеем, пришел не сегодня, - уверен глава профильного ведомства. - У нас очень сильно снижаются запасы солярки с августа. Плюс к этому наложились уборочные работы, и вот поэтому, к сожалению, мы имеем очень низкие запасы на нефтебазах в стране.

Ну да, уборка урожая - это же такой непредсказуемый процесс, что просчитать его просто не представляется возможным. А нефтеперерабатывающие заводы - целых три - уже модернизировали. Четвертый - Павлодарский - встал на плановый ремонт с 1 октября. Очень вовремя, однако. Эксперт нефтегазового сектора РК Олжас Байдильдинов считает, пока не решится проблема ценового дисбаланса с соседними странами, волны дефицита дизельного топлива будут накрывать страну.

До модернизации наши НПЗ производили 4 млн тонн дизельного топлива в год, по итогам 2021 года ожидается 4,9 млн тонн. Но этого не хватает. Дело в вывозе нашего ГСМ в другие страны. Разница с соседями растет уже долгое время, тогда как в Казахстане цена оставалась стабильной. Сейчас в Кыргызстане цена на дизель выше 260 тенге за литр, в России - 280-300 тенге, в Узбекистане - свыше 360 тенге, в Китае - свыше 440 тенге. В этих условиях продолжается "серый" экспорт ГСМ, потому что это прибыльный бизнес. Хотя официально вывоз топлива из Казахстана запрещен.

По словам опять же Магзума Мирзагалиева, в Казахстане примут меры против вывоза нефтепродуктов за пределы республики.

Прорабатывается вопрос о продлении еще на шесть месяцев действия приказа, предусматривающего запрет на вывоз бензина, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов автомобильным транспортом за пределы РК, - сказал министр

Помимо теневого вывоза ГСМ, наша страна фактически субсидирует грузоперевозки соседей, чьи большегрузы тоннами заправляются в Казахстане, так как разница в ценах огромная. Эксперты предлагают даже продавать транзитному транспорту топливо по более высокой цене. Причем, по их мнению, такую практику вполне можно применять и в отношении легковых автомобилей с иностранными номерами. Прокомментировали ситуацию и крупные реализаторы.

К сожалению, диспаритет цен на дизельное топливо с соседними странами фактически привел к образованию так называемых "перетоков", когда транзитные грузовые фуры заправляют на территории Казахстана по 1000 и более литров за одну заправку, - отмечают в пресс-службе компании Qazaq Oil. - Есть необходимость импорта недостающих объемов дизельного топлива из Российской Федерации. Как следствие, это приведет к повышению отпускных цен на автозаправочных станциях, поскольку необходимо учитывать цену приобретения и сопутствующих расходов. Тем не менее изменение цен будет происходить поэтапно по мере поступления новых объемов ДТ.

Для стабильного обеспечения внутреннего рынка дизельным топливом прорабатывается и вопрос о переносе или сокращении сроков ремонтных работ на Павлодарском нефтехимическом заводе. Чтобы перекрыть временную нехватку, в Минэнерго предложили импортировать необходимые объемы ГСМ из России.

Для решения проблемы проведены переговоры с Министерством энергетики РФ о выделении необходимого объема импорта дизельного топлива в объеме порядка 100 тысяч тонн, - сообщил Магзум Мирзагалиев.

Отгрузка дизельного топлива с российских заводов составляет с 1 по 20 сентября 5 тысяч тонн, а с 21 по 28 сентября уже отгружено порядка 15 тысяч тонн дизтоплива. А насчет дефицита министр дал конкретное поручение.

Хочу обратиться к местным исполнительным органам - акиматам, чтобы проверили заправки и нефтебазы, если кто-то вдруг солярку не продает, придерживает в надежде на то, чтобы заработать больше. Министерство энергетики делает все необходимое для того, чтобы страна не осталась без дизельного топлива, - резюмировал глава профильного ведомства.

В тему

По данным бюро нацстатистики, из Казахстана в Кыргызстан в январе-июле 2021 года было экспортировано 1,5 тысячи тонн зимнего дизельного топлива на 550 тысяч долларов. Летнее ДТ официально не экспортировалосьв страны ЕАЭС. Это связано с действующим запретом на вывоз. Из России же было импортировано 36,4 тысячи тонн летнего дизтоплива на 16 млн долларов и 44,4 тысячи тонн зимнего дизтоплива на 19,3 млн долларов. Помимо этого, Казахстан ввез из России 6,8 тысячи арктического дизтопливана 3,5 млн долларов и 1,5 тысячи межсезонного дизтоплива на 728,1 тысячи долларов.

Следующая →