Усть-Каменогорск
малооблачно
+10°
  • Усть-Каменогорск
    +10°
  • Алматы
    +13°
  • Нур-Султан (Астана)
    +13°
  • Актобе
    +14°
  • Форт-Шевченко
    +16°
  • Атырау
    +17°
  • Караганда
    +13°
  • Кокшетау
    +13°
  • Костанай
    +11°
  • Кызылорда
    +22°
  • Павлодар
    +8°
  • Петропавловск
    +12°
  • Тараз
    +15°
  • Уральск
    +15°
  • Шымкент
    +16°
$
448.81
+0.25
476.82
-1.21
¥
62
+0.03
4.77
-0.02
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Что мы переживали на пороге становления независимости страны

Это истории о том, как непросто было жителям молодой республики в лихие 90-е

Рождение Казахстана. Как только не называли это время: лихие 90-е, время перемен, разделенной страны и диско! Для кого-то этот период стал самым непростым, самым печальным в жизни, для других – радостным и счастливым. Хотим мы того или нет, но иногда нас охватывает легкая ностальгия и мы мысленно возвращаемся в прошлое столетие.

Длинные очереди за товарами, которые могли быть совсем не нужными, но надо было брать, пока дают, «инкубаторский» стиль в одежде, обвал валюты, задержка зарплаты. Годы становления независимости страны научили многих быстро приспосабливаться и не вешать нос. В канун главного национального праздника мы решили узнать у восточноказахстанцев, чем им запомнилось то непростое время…

Александра Шиллинг, журналист:

- На момент обретения Казахстаном независимости мне было 11 лет, сестренке - 10. Мы, конечно, понимали, что грядут серьезные изменения, но осознание пришло гораздо позже. Даже длиннющие очереди за хлебом меня не удивляли, но раздражали, потому что на улице ждали друзья, хотелось идти гулять. Из-за маленького роста мне удавалось потихоньку пробраться сквозь толпу и купить хлеб без очереди. Когда люди это замечали, приходилось уносить ноги. При подъезде «хлебовозки» создавалась неимоверная давка, и чаще всего вместо прямоугольных булок я приносила домой «лепешки».

Но все это было чуть позже, а тогда, в 1991 году, мама в очередной, но последний раз свозила нас к родственникам в Узбекистан. Помню, выпросила я у нее тогда дипломат и 1 сентября пришла в школу вся такая модная, правда, продолжалась вся эта «крутость» всего одну четверть. Таскать чемодан с кучей учебников, всякими дамскими штучками мне было просто не под силу. Сейчас в этом раритете я храню семейные фотографии.

Еще одним ярким впечатлением стала покупка китайского ширпотреба. Смешно вспоминать, а тогда это было целым событием. Мама работала на медеплавильном заводе, и ей выдали купоны на приобретение одежды. Начались перебои в зарплате, и руководство, как могло, поддерживало своих рабочих. Однажды на территории предприятия организовали выставочный павильон, где можно было посмотреть одежду, каталоги и сделать заказ. Тогда я впервые увидела пуховик… И вот пришла долгожданная посылка, в ней было все то, что мы выбрали, но размеры, расцветка и форма совсем не соответствовали выбранному.

Любовь Колесникова, врач:

- Мне было 12 лет, сестренке два года. Уходя на работу, родители всегда оставляли дома денежную заначку на случай, если в магазин привезут товар. В тот день завезли тушенку, давали целых пять банок в одни руки! Беру малышку, сажу на санки, и мы катим с ней в магазин. Выстояли огромную очередь, продавец отдает мне последние 10 банок деликатеса (нас же с маленькой сестрой двое, все по-честному). У стоящей позади меня женщины от обиды и разочарования сдали нервы, и она стояла кричать, мол, хватит мне и пяти банок, кроха – не в счет… Я, конечно, испугалась, что добро не донесу домой в полном объеме, но очередь за меня заступилась, и тушенку мне отдали. Я пришла домой гордая – добытчица! Мама вечером плакала… Через несколько лет на прилавках стали появляться все новые и новые товары, которые были в свободном доступе. Это время научило меня ответственности не только за себя, но и за тех, кто рядом.

Алия Гаухарова, предпринимательница:

- Многих выручали дачи и подсобное хозяйство. Родители держали корову, курей. Хлеб мама стала сама печь, овощи к столу - все с огорода. Моей задачей было подоить с утра корову Соньку и отогнать ее в стадо, разбудить сестренку, позавтракать и пойти в школу. После занятий – огород (если это весна или осень) и выполнение домашних заданий. Раздолье наступало вечерами, когда, оседлав с сестрой лошадь Мазду (вообще-то родители звали ее Машкой, но для нас она была Маздой), уезжали в поле или на речку.

Всю силу перемен я ощутила, поступая в институт. Когда звонила домой, сказать, что не прошла, захлебывалась слезами. Бесплатного образования, как при СССР, уже не было, но отец раздумывал недолго. Через неделю я была зачислена в институт на факультет иностранных языков с оплатой 75 тысяч тенге в год – огромные деньги! Счастью не было предела, но я понимала, что надо оправдывать вложенные в меня средства. Тем более что в том году семья пополнилась братишкой, и мама, соответственно, находилась в декрете. Завод папы стало лихорадить, начались массовые сокращения. Мне пришлось взять академический отпуск, и на учебу я уже не вернулась. О том, как пыталась устроиться на работу без образования, рассказывать не буду, думаю, тогда у многих были такие проблемы. Но в итоге все-таки получила другую, не менее любимую специальность, как говорится, что не делается – все к лучшему!

Алма Бигалиева, учитель:

- Несмотря на то, что я являюсь ровесницей нашей страны, тоже отлично помню первые шаги на пути к независимости. Сгущенка, шоколадное масло, конфеты «Дубок», шоколад «Альбени» и «Фея Перизат», напитки «Тархун», «Колокольчик» и «Инвайт» – тогда казалось, что нет ничего вкусней и желанней. Да и к вещам было очень трепетное отношение - даже когда они были испорчены, рука не поднималась их выбросить. Однажды отец подарил маме дорогую норковую шапку - как долго она о ней мечтала! Но мне, двухлетнему ребенку, головной убор почему-то не понравился, и я решила его «украсить». Застала меня мама сидящей на полу с ножницами в руках, в моих ладошках были зажаты выстриженные кусками волоски от дорого подарка… Я хорошо помню мамин истеричный смех сквозь слезы. Но надо сказать, шапка не оказалась в мусорном баке, несколько лет моя бабуля ходила в ней за пенсией...

Людмила Михеева, пенсионерка:

- В 1991 году мы переехали из Зыряновска в поселок Молодежный, ни сном, ни духом не ведая, что нас ждет впереди. Начиналось все с того, что в магазинах все куда-то исчезло. Дочь окончила 11 класс, и ее не во что было одеть и обуть на выпускной вечер, все уже было по талонам. Сын вернулся из армии, ему нигде не могли купить обувь и одежду. С мужем мы работали в школе, и учебному заведению хорошо помогала местная птицефабрика, наши учителя зарплату получали через ее банк, продукцию тоже брали на этом же заводе. Очень трудно пришлось молодой семье нашего сына, он остался жить в Зыряновске, мы им помогали. Мы не думали о чем-то плохом, считали, что это все временные трудности. Уверенность в светлом будущем никогда нас не покидала. Мы верили в то, что наш Президент, взвалив огромную ношу на свои плечи, обязательно выведет страну из этого непростого времени. Так и вышло. Не зря говорят "Дорогу осилит идущий". Многое нашему народу еще предстоит сделать, но нашей республике всего-то 25 лет, все еще впереди! Главное - верить, не сидеть сложа руки, не критиковать, а работать на себя, своих детей и внуков, на то время, когда можно сказать: мы сумели, это нашими руками построено новое государство!
Следующая →