Усть-Каменогорск
ясно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +16°
  • Нур-Султан (Астана)
    +20°
  • Актобе
    +21°
  • Форт-Шевченко
    +21°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +16°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +20°
  • Кызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +16°
  • Петропавловск
    +19°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +20°
  • Шымкент
    +20°
$
447.4
-1.49
477.55
-0.38
¥
61.81
-0.21
4.76
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Галопом по дорогам...

Один день из жизни водителя общественного транспорта

Скандал в автобусе - классика жанра для нашего города. Многие, пытаясь разобраться в конфликте, чаще всего встают на сторону пассажиров. Мол, водители всегда злые, ругаются матом, «дымят как паровоз» и громко включают шансон... Легко ли целый день управлять общественным транспортом, через который проходят тысячи самых разных людей? Об этом наш новый репортаж.

Багдан Акимжанов 41 год за рулем, 17 - на городской линии, а последние годы - на маршруте №46, следующем от Усть-Каменогорского ж/д вокзала до детской областной больницы (микрорайон КШТ). Работу свою Багдан любит, правда, из-за культуры вождения и поведения окружающих с каждым днем она становится для него все сложнее. Он находит в себе силы встать в три часа ночи, чтобы в пять утра быть на работе, но то, что творится на дорогах, увы, зависит не только от него.
- Вот мой коллега подъехал, остановился в неположенном месте (слева от нашего автобуса - прим. авт.) и сразу садит людей, - собираясь отъезжать от остановки, показывает Багдан. - Его тоже понять можно, ведь машин много, места не хватает, а делать все нужно очень быстро.
Оказалось, что торопятся водители неспроста. К примеру, Богдан на своем маршруте от точки А до точки Б должен добраться за 28 минут и сообщить об этом диспетчеру.
- Автобусников раньше считали элитой, а сейчас превратили в орудие заработка, - сетует водитель. - Если опаздываю, диспетчеры ругают, коллеги догоняют и тоже недовольны: мол, плетешься и моих пассажиров забираешь. Почему некоторые шоферы общественного транспорта в буквальном смысле устраивают гонки, роняют пассажиров и попадают в ДТП? Потому что спешат отметиться! Конечно, графика никто не отменял, но, на мой взгляд, правильнее, если водитель будет ездить в зависимости от ситуации, при этом соблюдая ПДД и технику безопасности перевозки людей, а не так - лишь бы любой ценой добежать до «конечки» за выделенные ему минуты ради хорошей статистики. Главное — безопасность и комфорт людей.

Кто успел...

Сталкиваются водители автобусов и еще с одной проблемой.
- Вот смотрите, от самого рынка до КШТ мы едем вместе с другим автобусом, - показывает Багдан. - Коллега видит меня и гонит, ведь он оклад получает по выполненному плану - совершить как можно больше кругов, а не за часы. В нашем маленьком городе семь автопарков - по моему мнению, перебор, их бы объединить — будет порядок. Объясняю: автобус №44 - из одного парка, а №47 – из другого, вот они друг за другом по одному маршруту едут, стараются обогнать, чтобы пустыми не ехать. То же самое: «тройка» и 42-й - разные парки, но конечная остановка у них одна. Если 42-й быстрее проехал, то "тройка" за ним идет полупустая…
Нередко водители автобусов нарушают элементарные правила, а в результате страдают другие водители и пассажиры.
- Останавливаться, чтобы высадить и принять пассажиров, нужно у определенной отметки, чтобы за мной могли встать другие, а многие встают прямо посередине, и другие вынуждены тормозить где получится, терять время, - говорит мужчина. - Образуются заторы, люди нервничают, сигналят, в салоне раздаются слова возмущения. Или вот еще пример - если на остановке нет людей и из салона никто не собирается выходить, зачем останавливаться, а потом снова пытаться протиснуться между машин? Без разницы - ты обязан остановиться, в противном случае тебя могут сфотографировать и оштрафовать.
Подъезжая к проспекту Сатпаева, я настроилась на то, что теперь мы точно не доберемся в установленное время, но пробок этим утром, как ни странно, не было, и мы достаточно быстро «проскочили» участок, где развернулась реконструкция.
- Ух, хорошо, что пробок сегодня нет, - говорит Багдан. - Но пыль-то кругом какая, из-за нее я даже уши затыкаю ватой и в маске езжу (мужчина продемонстрировал повязки - прим. авт.), 10 дней даже на больничном находился. Почему не увлажняют дорогу? Дышать-то нечем! Я только один раз видел, что здесь полили, и то, видимо, потому, что местные власти на участке были…

12*24

Подъезжая к конечной остановке в районе КШТ, робко спрашиваю:
- Простите, а где здесь туалет?
Водитель, будто я сказала что-то очень смешное, засмеялся.
- Нет его здесь, да и не положено! - отвечает Багдан, разворачивается на узком участке и звуком клаксона подгоняет растянувшихся вдоль конечной остановки коллег. - Вот я утром сел за руль, четыре часа без остановки (минутные отметки у диспетчера не в счет) отъездил, потом есть час на обед и естественные нужды, затем еще четыре часа работы, после второго обеда, который тоже длится час, еще четыре часа - итого почти 12 часов за рулем. Покурить, в туалет, чай попить — все по графику. Опять же, на вокзале санузел, даже для водителей и кондукторов, стоит 30 тенге, и он рано закрывается, а в Аэропорту, как и около детской больницы, его вовсе нет. Вот и беги куда хочешь!
Также, по мнению опытных водителей, на конечных остановках не будет лишним установить камеры наблюдения.
- Автобус совершает 12 кругов, а значит, нужно 24 раза выйти из салона, чтобы отметиться, - говорит Багдан. - Зимой выскочил раздетый, ноги намочил - все, простыл, а всевидящее око не только бы фиксировало тех, кто доехали до конечной остановки, но и следило бы за хулиганами. Что молодежь на машинах творит в района Аэропорта… А были бы там камеры - и спокойнее бы, глядишь, там стало.


Мало, но без них никуда

Быстро отметившись у диспетчера, вместе с новыми пассажирами заходим в салон и двигаемся в обратном направлении. Наблюдая за манерой вождения Богдана, складывается впечатление, что дорогу он знает как пять своих пальцев, про каждый участок может рассказать какую-то историю или озвучить проблемы, с которыми тут сталкивается.
- Сложных участков много, особенно зимой, - говорит мужчина. - Чуть ледяной наст образовался, машина уже не едет, и сзади - пробка. К примеру, на У-Ка вокзале такой скат зимой получается, что автобус, пока пойдешь отмечаться, может сам поехать, поэтому вожу с собой ведро с песком. Многие меня поддержат в том, что в снежную погоду специально для автобусников нужно устанавливать закрытые коробки с сыпучим материалом. Сами коммунальщики подсыпают мало, правильно, им же завтра это и убирать, да и выходят с лопатами на дороги поздно. Все это, особенно зимой, отнимает время, люди в салоне возмущаются, мол, везешь как дрова. Вот и конкурент-частник нас догнал…
Несмотря на то что работа у Багдана сложная и, порой, неблагодарная, мужчина не теряет оптимизма и иногда подшучивает над нерасторопными горожанами.
- Бывает, человек садится в автобус и спрашивает у меня: «Какой это маршрут, куда едем?». Ну как так, все же на табличке написано. Чаще всего отвечаю: «Выйди из автобуса и посмотри, а то мне самому не видно…».
P.S. Признаться, я всегда уважительно относилась к водителям автобусов и кондукторам, понимала и уважала их труд. Но после нашей встречи мое почтение увеличилось в разы. Может быть, это случилось потому, что на автобусе я езжу очень редко, и поездка показалась мне не такой уж плохой, или потому что наш герой сильно пытался нам понравиться и ехал как положено. Но посмею утверждать, что в автопарках работают крепкие, позитивные, не боящиеся трудностей люди! Дорогие водители! Вас мало, но без вас никуда!
Следующая →