Усть-Каменогорск
ясно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +19°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +15°
  • Форт-Шевченко
    +15°
  • Атырау
    +17°
  • Караганда
    +10°
  • Кокшетау
    +7°
  • Костанай
    +9°
  • Кызылорда
    +21°
  • Павлодар
    +7°
  • Петропавловск
    +5°
  • Тараз
    +14°
  • Уральск
    +14°
  • Шымкент
    +14°
$
448.56
+0.67
478.03
+1.25
¥
61.97
+0.08
4.79
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Признать виновным!

Виктора Мая осудили на длительное заключение

На прошлой неделе, 2 ноября, закончился один из самых громких судебных процессов двух последних лет. В Специализированном межрайонном уголовном суде ВКО огласили приговор в отношении экс-заместителя руководителя управления государственных доходов по Усть-Каменогорску. Однако в последнее время широкий интерес общественности к этому делу, которое на протяжении всего срока расследования активно освещали местные и республиканские СМИ, вызывает отнюдь не фигура обвиняемого, а приговор.

Виктору Маю встреча с правосудием принесла массу разочарований. 58-летнему налоговику по совокупности вменяемых преступлений назначили десять лет с конфискацией имущества. От пяти до шести лет получили другие члены преступной группы, в руководстве которой обвиняется Май. Никто не ожидал такого сурового приговора, и лишь считанные единицы верили, что ему «светит» реальный срок.


Следствие длиною в два года

Октябрь 2015 года. Начало.

В ВКО прогремела новость — в Усть-Каменогорске по обвинению в создании сети лжепредприятий для незаконного уклонения от уплаты налогов, выписке поддельных счетов-фактур и злоупотреблении должностными полномочиями арестовали заместителя начальника городского налогового ведомства Виктора Мая. Ему инкриминировали руководство над более чем 20 «обнальными» фирмами, которые осуществляли свою деятельность не только на территории областного центра, но и далеко за его пределами.

Первым сотрудники Службы экономических расследований взяли руководителя одного из отделов городского Управления госдоходов Ильяса Искакова, чьи показания и легли в основу обвинительного заключения против Виктора Мая.

Предварительно подсчитанный сотрудниками Службы экономических расследований ДГД ВКО ущерб государству составил порядка 250 миллионов тенге. Немногим позже, когда Виктору Маю вменили создание еще одной преступной группы, потери государства оценили уже в 17 миллиардов тенге, потом сумма сократилась до четырех.

Дело ушло в суд, фигурантов закрыли в следственный изолятор.

На протяжении всего следствия и судебного процесса Виктор Май утверждал о своей невиновности, твердил, что однажды даже сам направлял на проверку в правоохранительные органы материалы на эти фирмы, но тогда дело не возбудили.
- Все сфабриковано моим бывшим подчиненным, который, чтобы избежать ответственности, переложил вину на меня за то, чего я не совершал, - пытался объяснить суду Виктор Май. - Почему никто из этой преступной группы не знает меня в лицо и никогда обо мне не слышал, если я занимался руководством ОПГ?
И действительно, из проходящих тогда по делу подозреваемых, о виновности Мая говорил только его бывший коллега, и еще несколько человек, показания которых сторона защиты подвергла жесткой критике.

В результате первый суд, который только положил начало следственной эпопее, дал участникам ОПГ по семь лет ограничения свободы, а в отношении экс-налоговика продолжилось расследование.

Позже в верховной инстанции отменили решение суда №2 г. Усть-Каменогорска и дело отправили на доследование.

Без улик нет дела?

Больше 13 месяцев провел в следственном изоляторе Виктор Май пока постановлением прокурора ВКО Багбана Таимбетова по состоянию здоровья его не перевели под домашний арест. Уже лежа на больничной койке он продолжал знакомиться с материалами уголовного дела, чтобы обеспечить себе защиту в намечающемся судебном разбирательстве в Специализированном межрайонном уголовном суде.

Его адвокаты тоже до последнего рассчитывали на благоприятный исход дела. По их мнению, следствию так и не удалось собрать нормальной доказательной базы и неопровержимых улик, обличающих Мая в преступной деятельности.
- Помимо слов, проходящих по делу фигурантов, никаких документально подтвержденных доказательств нет, - выступали на процессе защитники подсудимого. - Почему, когда Ильяс Искаков дал показания против Виктора Мая, его сразу же выпустили из-под стражи, а после вообще освободили от уголовной ответственности? Из материалов дела и показаний свидетелей ясно, что далеко не Виктор Май руководил этой группой людей.
Но государственный обвинитель стоял на своем — собранных доказательств вполне достаточно, чтобы признать Виктора Мая виновным.


Просьба оговорить

Неожиданный виток судебное разбирательство приняло 24 октября этого года. На прениях взял слово подсудимый Николай Хижниченко, от показаний которого отталкивалось следствие. Мужчина признался, что вступил в сговор со следствием и специально оговорил Виктора Мая.
- Изначально у меня был другой адвокат, который дружил со следователем. Он сказал мне: "Вы не нужны следствию, ему нужен господин Май", - сказал Николай Хижниченко. - Я ответил, что не знаю этого человека. На что мне посоветовали дать показания против него. Якобы тогда меня оправдают. Мои показания по поводу Мая сфабрикованы. Я не хочу садиться в тюрьму с таким грузом на сердце.
Как пояснил подсудимый, он молчал до последнего, так как не ожидал, что прокурор попросит суд лишить его свободы на шесть лет.

Сам Виктор Май тогда добавил, что его тоже просили оклеветать вышестоящих людей, но он не стал этого делать.

Услышав признание о сфабрикованных показаниях, жена Виктора Мая, Людмила, не сдержав эмоций, расплакалась. На протяжении всего следствия она поддерживала мужа, веря, что супруг сможет отстоять свое честное имя.


Инфаркт приговору не помеха

2 ноября 2017 года. Специализированный межрайонный суд по уголовным делам ВКО. Полный зал людей. Более 50 человек пришли, чтобы услышать приговор. Оглашение по техническим причинам (не работали камеры в суде) перенесли на полчаса.
- Встать, суд идет! - оповестил всех пристав.
В зале воцарилась тишина.
- Подсудимого Виктора Мая признать виновным по статьям 28 части 3, 220 части 3, 262 части 3, 245 части 3, 361 части 4,- начала зачитывать приговор судья Людмила Побияха. - Назначить ему наказание путем поглощения менее тяжкого преступления более тяжким 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества добытого преступным путем. С пожизненным лишением права занимать должности в органах государственной власти и управления, а также руководящие должности в негосударственных учреждениях с отбыванием срока в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности. Взять под стражу в зале суда.
От услышанного в зале воцарилась тишина, не ожидавшие такого решения люди пришли в сильное замешательство. В зале появился конвой.

Судья невозмутимо продолжила зачитывать приговор в отношении остальных подсудимых. В этот момент Виктор Май пошатнулся и, посинев, осел на пол.
- Человеку плохо, срочно вызовите врача! - закричали люди. - Отойдите все от него!
Жена и дети осужденного, рыдая, с криками ринулись к нему. Присутствующие возмущенно выкрикивали с мест обвинения в адрес судебной системы.

инфаркт


Через несколько минут Виктор Май пришел в себя, подоспели медики из расположенного рядом Евромеда. Через 20 минут приехала скорая помощь, которая экстренно госпитализировала его в Городскую больницу №1 с подозрением на инсульт и предынфарктное состояние.

Несмотря на отсутствие подсудимого Людмила Побияха приняла решение зачитать заключительную часть приговора без него.

Остальных подсудимых забрал конвой.

Могли бы и больше…

- Мы надеялись на оправдательный приговор, - по телефону сказала дочь подсудимого Виктора Мая Анастасия. - Никаких вещественных доказательств нет. Притом что подсудимый Николай Хижниченко, активно сотрудничающий со следствием, признался, что оговорил моего отца.
Однако, как выяснилось позже, «смена курса» господина Хижниченко не произвела должного впечатления на судью.
- Ранее его показания, которые он давал в ходе досудебного расследования и на судебном заседании, полностью согласовывались с материалами уголовного дела и показаниями других фигурантов по делу, - прокомментировала судья Людмила Побияха. - Суд исследовал все доказательства полностью и их совокупность признал достаточной для обвинения Виктора Мая.
Кроме того, судья добавила, что за такое преступление экс-налоговику могли дать и больше - 13 лет, но учитывая все обстоятельства, приговорили всего к 10…


Вместо эпилога

Защита Виктора Мая не собирается опускать руки и намерена опротестовать решение в вышестоящей инстанции.
- Не знаю, чем руководствовался суд, вынося столь жестокий приговор. Мы его непременно обжалуем, - сказала адвокат подсудимого Бахытжан Чалабаева.
Позже стало известно, что признанного виновным по всем пунктам инкриминируемых преступлений Виктора Мая с диагнозом «инфаркт» на период лечения поместили в специальную палату для заключенных.

Мы не вправе обсуждать решение судьи, которое к тому же не вступило в законную силу — это прерогатива апелляционной коллегии. Но хватит ли сил у бывшего заслуженного государственного служащего с более чем 25-летним стажем, и впредь стойко переносить все лишения, чтобы отстаивать свою невиновность в областном, а там, возможно, и Верховном суде? Учитывая тот факт, что инфаркт он уже перенес…
Следующая →