Роман со сценой

07 августа 2017 года, 15:32 97 Григорий Прыгов
. - Роман со сценой
Сегодня в нашей гостиной - удивительный человек. Актер, знакомый зрителям по таким известным картинам и сериалам, как «Викинг», «Склифосовский», «Грач», «Солдаты», «Глухарь», «Антикиллер», - Роман Степенский. В эксклюзивном интервью «Устинке плюс» артист Восточно-Казахстанского областного драмтеатра рассказал, кто его главный критик, чем Москва уступает Усть-Каменогорску, как актер Игорь Петренко выручил его «до получки», почему фильм «Викинг» не удался и из-за чего за артистом гналась полиция...

Сейчас в театре летний перерыв. Роман перед поездкой на отдых – «туда, где не ловит связь» - любезно согласился побеседовать у нас в редакции. Визит брутального гостя вызвал ажиотаж среди сотрудниц издания, они под разными предлогами заглядывали в гостиную, чтобы хоть одним глазком увидеть звезду…

Роман, как Вы выбрали профессию актера?
- У меня творческие корни. Никто не был актером, но все очень самобытные. Отец саксофонист, играл в ансамбле с Бари Алибасовым, сейчас живет в Москве. Мама поет прекрасно. Она мой главный критик, вместе с дочкой Машей (улыбается). Актерство... Я думал, что все это запредельно, но все-таки поступил в колледж искусств, так и началось… Родители были не против, мама очень поддержала, считала, что это - именно то, что мне нужно. В итоге оказалась права (смеется).
Кто оказал на Вас влияние в самом начале?
- У нас был мощный педагог - Наталья Абрамовна Резникова, воспитала целую плеяду замечательных актеров, половина русской труппы театра - ее воспитанники. Она сильно повлияла. И влиял мой тренер - Евгений Александрович Ляхов. Я занимался спортом, и в какой-то момент передо мной встал выбор: спорт или театр. В противостоянии между Евгением Александровичем и Натальей Абрамовной все-таки выиграла эта маленькая женщина. Хотя я до сих пор занимаюсь спортом (улыбается). Сегодня сам преподаю в колледже искусств - фехтование, сценическое движение, пластику и грим.
Расскажите интересную историю, которая случилась с Вами, когда Вы были студентом?
- Историй полно, я вообще авантюрного склада человек (смеется). Мы играли спектакль «Валентин и Валентина», все вещи для постановки приносили сами. И я для декорации решил притащить из дома ковер. Несу его по улице и вижу, что мной заинтересовались милиционеры. Долго наблюдали, в конце концов, решили, что я этот ковер спер. И погнались за мной! «Поймали», но потом, конечно, отпустили. Наталья Абрамовна часто вспоминает этот случай. А вообще, и каскадером я был, и взрывали, и кололи, и стреляли в меня. Курс у нас прекрасный. Мы до сих пор все общаемся. Со многими работаем вместе в театре.
Как попали в Москву?
- Четыре года проработал в театре Джамбула (областной драмтеатр - прим. авт.), но понял, что не хватает навыков. Вот и поехал. Ведь актеры - люди амбициозные, хотел доказать, что могу, хотя по головам ради успеха идти не собирался. Поступил в ГИТИС, с конкурсом 500 человек на место. Сегодня своим ученикам объясняю: главное - это воля и интерес. Мой педагог Бородин говорил замечательную фразу: «Если что-то делаете, то либо делайте великолепно, либо не делайте вообще». Тоже придерживаюсь этого кредо.
Что любите больше: кино или театр?
- И то, и другое интересно, все зависит от смысла работы. Я много снимался в разных «войнушках». Не считаю, что это плохо, большинство так зарабатывает, но с точки зрения смысла профессии такая работа никуда не годится. То же самое и с театром: хорошо, когда есть возможность сделать и смешно, и трагично, чтобы был смысл.
С какими режиссерами предпочитаете работать: с деспотами или либералами?
- Я - за грамотную и четко подготовленную актерскую импровизацию. Актер на площадке должен следовать формуле: слышу, вижу, осязаю, думаю. Ведь умный артист - это прежде всего. Такой не дешевит на площадке. Я за режиссера, который дает зону импровизации, но без перехода в расхлябанность.
Как стали каскадером?
- Последовательно. Здесь занимался боевыми искусствами, смотрел фильмы Джеки Чана. Когда приехал в ГИТИС, у нас на курсе были крепкие мужички, и те навыки, которые у меня были, помогли развиваться. Занимались и стали выступать на уровне артистического фехтования. Выиграли чемпионаты России и Чемпионат мира. Многие мои однокурсники работают постановщиками трюков.
Правда ли, что все актеры хотят выполнять трюки сами?
- Далеко не все хотят, но все считают, что могут это делать. Я считаю, что артист должен быть артистом. Хорошо, когда он умеет многое, но если есть шанс получить повреждение при выполнении трюка, нужно работать с дублером. Если актер вдруг не рассчитает свои силы, он подставит всю съемочную группу, такие ситуации бывали…
Вы работали со многими российскими звездами. Каковы Ваши впечатления?
- Такого уровня актеры, как Федор Бондарчук, Андрей Смоляков, Данила Козловский, не до конца к себе подпускают и не просты в общении. Их можно понять, на каждого тратиться - внутренней энергии попросту не хватит. Но я считаю, что чем лучше артист, тем он проще в общении. Я работал с Владимиром Ильиным, Евгением Мироновым, Ингой Оболдиной, Ильей Исаевым, они очень простые и открытые. Чем меньше актер из себя представляет, тем больше выделывается. Таких тоже много. Насчет Данилы Козловского могу сказать, что он своеобразный человек, определенно очень талантливый, прошел нелегкий путь в профессии. Хороший парень, просто открыт не для всех.
С кем из артистов понравилось общаться и работать?
- На недавнем проекте «Викинг» обалденно было сниматься с Максимом Сухановым. Он настолько самобытен, любой кадр старается создать оригинально. Евгений Миронов очень интересен. Прекрасные отношения с Игорем Петренко. Талантливый и сердечный человек. У нас была история. Мой друг Иван Калинин, педагог Щепкинского училища по фехтованию, и я остались без денег на одном из фильмов, нам не заплатили. А у Игоря был последний съемочный день. Мы подходим на гостиничный ресепшн, там говорят, что артист Петренко передал конверт. Оказалось, он просто так оставил нам крупную сумму. Вот это, по моему мнению, человеческий поступок.
С Сергеем Маковецким снимался в «Неваляшке». Там был эпизод, где сержанты бьют Деда Мороза, и в нем снимались настоящие полицейские. Их не нарядили в теплое, они замерзали. Маковецкий за них заступился, как рявкнет: «Ребята мерзнут, а вы тут!..». Потом он их отвел в свой вагончик, дал коньяку. Мы пересекались с Баталовым, старых мастеров становится все меньше, у них всегда учишься. Смотришь старый фильм и думаешь: вот умели же делать.
Сейчас кино сильно изменилось, много спецэффектов. Технические действия заменяют актерские. Но все равно, когда актерское кино получается, оно всегда выстреливает. Я считаю, что и сегодня можно делать картины не хуже советских, только надо на это затрачиваться.
Как Вам работалось на «Викинге»?
- Там у меня была каскадерская и актерская работа. Я играл одного из воинов князя Владимира. Но скажу честно, по-моему, фильм не удался. Там была одна из лучших каскадерских команд, все ждали эту картину, была шикарная реклама. Но ее убило одно - очень плохой монтаж. Много мельтешения. Хотя у нас были классные трюки. Там есть отдельные сцены, но нет целостного кино. А так очень интересно было работать. Снимали в три этапа. В Подмосковье - там построили целый город викингов, потом - в Карелии, но самые захватывающие съемки были в Крыму. Гримеры великолепно работали, у нас был сложный грим и доспехи. Жара стояла за 40, мы наливали под доспехи воды, и оттуда пар шел, как из радиатора.
Какие российские фильмы Вам нравятся?
- Прекрасное кино «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским, но сама тема ленты меня не трогает. Очень нравится, как сделана картина «Дурак». Нашумевший «Левиафан» оставляет тяжелое ощущение, хотя там прекрасные актерские работы. Я все же люблю, когда герои справляются с обстоятельствами и фильм оставляет светлое ощущение.
Не могу назвать один любимый фильм. Обожаю исторические фильмы с масштабными реконструкциями. В свое время посмотрел «Робин гуд, принц воров» с Кевином Костнером, очень понравились все эти луки и мечи, и это вылилось в «Викинга» и «Волкодава».
Можете назвать три составляющих успеха фильма?
- Первое - сценарий, без хорошего текста ничего не будет. Второе - момент времени, это должно быть актуально. И третье - совокупность всех компонентов: работа сценариста, режиссера, актеров, гримеров и остальных.
Вы увлекаетесь рыбалкой и кулинарией. Что любите готовить?
- Да что угодно. Блюда из рыбы - мой конек. Выпечку не люблю, потому что долго возиться. Я и из Москвы вернулся, потому что там с рыбалкой сложнее из-за пробок и метро. А здесь поработал, в машину сел, 15 минут - и ты в Горной Ульбинке. Мы каждый год с друзьями сплавляемся по Убе, я люблю экстрим, а рыбалка дает творческие силы.
Как поддерживаете физическую форму?
- Сейчас театр отнимает много сил, кроме этого рыбалка и дом в деревне. Люблю работать с землей и занимаюсь фехтованием. Постоянной системы нет.
Вы много времени проводите в Москве. Где для Вас дом: там или здесь?
- Дом однозначно здесь. Там я всегда был гастролером, но это не значит, что это не мое пространство, я вообще люблю людей. Где люди с русским духом, там и дом.
Для справки:

Известные картины, в которых сыграл Роман Степенский:

«Глухарь» (2008) - Игорь
«Слуга государев» (2007) - шляхтич
«Склифосовский» (2012-2017) – Ермилов, муж Лады
«Грач» (2012) - командир группы захвата СОБРа
«Лесник» (2014) - Сафьян, черный копатель
«Викинг» (2016) - воин князя Владимира
Теги:

Обсуждение

При размещении комментариев к публикациям, ознакомтесь пожалуйста, с правилами сайта.
Мы напоминаем вам о необходимости уважать собеседников.

Новости по теме

другие Новости раздела

наверх