Всех излечит исцелит новый доктор I-болит

04 ноября 2016 года, 11:21 308 Асем Ожарова
. - Всех излечит исцелит новый доктор I-болит
Первыми ее опробуют специалисты Восточно-Казахстанской областной больницы. Зачем и как хотят автоматизировать самые наболевшие отношения в обществе? Будет ли востребовано цифровое, неосязаемое, взаимодействие между больными и эскулапами, и поможет ли это разгрузить очереди в коридорах больниц, разбиралась «Устинка плюс».

Свою задумку - интерактивный веб-портал phr.kz - в Усть-Каменогорске презентовали эксперты не только медицины, но и инженерной мысли в одном именитом «флаконе». Это первый в Казахстане проект, призванный вовлечь пациента в активную, а точнее, интерактивную заботу о собственном здоровье, рассказали авторы идеи, и объяснили, зачем прибегли к новейшим технологиям.

Место встречи - Интернет

- Нашу жизнь теперь определяют устройства, лежащие у каждого в кармане, смартфоны и планшеты, - разъяснил член экспертного совета по ИКТ Минздрава РФ, автор первого российского национального стандарта ГОСТ «Электронная история болезни», резидент инновационного центра «Сколково», а также автор более 50 научных работ по медицинским информационным работам Борис Зингерман. - Человек сегодня - в Интернете, туда же перебралась большая часть больных. И, к сожалению, вопросы, касающиеся своего здоровья, пациент теперь задает не врачу в белом халате, а «Доктору Гуглу». Мы хотим, чтобы врачи и пациенты наконец-то встретились во Всемирной паутине, для этого и предназначен новый сайт - phr.kz.
Выбор Восточного Казахстана в качестве пилотного региона тоже не случаен, заявили медики.
- Наша область - это специфический регион с демографическими особенностями, - объяснил заместитель главного врача ВК областной больницы Борис Галич. - Более 35% населения - люди старше 50 лет, пережившие вместе со страной сложные периоды, и потому имеющие так называемую «коморбидность» - в переводе с «медицинского» целый букет заболеваний, где главные – сердечно-сосудистые заболевания.
Но существующая долгое время система диспансеризации сердечников уже не соответствует «духу времени», добавляет врач, и оттого среди них столь высокая смертность.
- Да, технически мы оснащены по последнему слову и экстренную кардиологическую помощь оказываем эффективно, - продолжил Борис Галич. - Но мы не должны доводить до того, как пациент поступит с мигалкой, на «скорой помощи». Больной должен заранее пройти обследование, получить лечение и вовремя дойти до плановой операции. Именно такой порядок медпомощи позволит ему прожить еще долгую и полноценную жизнь.
У огромной армии казахстанских сердечников, по словам специалиста, доступа к такой последовательной помощи нет - попасть на прием к врачу, что скрывать, невероятно трудно.

Следить вовремя

Переключить фокус с экстренного лечения на профилактическое, уверены разработчики, как раз поможет новый сайт.
- На портале пациент сможет взаимодействовать со своим врачом дистанционно, - рассказывает светило российской медицины Борис Зингерман. - Такие сервисы набирают обороты во всем мире. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что далеко не все проблемы можно решить по Интернету. Но на многие свои вопросы пациенты, особенно хронические, могут получить ответы в режиме онлайн в течение двух-трех минут.
Кроме того, отметили врачи, во всем мире идет бум на медицинские приборы для домашнего применения. Современные гаджеты (тонометры, глюкометры, ЭКГ и т.д.) компактны, просты в применении, а главное доступны, поэтому люди их все охотнее покупают. Но весь медицинский смысл технических новинок пропадает: человек может снять дома полноценную электрокардиограмму, но до тех пор, пока ее не посмотрит доктор, она останется для пациента лишь загадочной «вязью».
- Пациент сможет передавать показания своих приборов прямиком на портал, в свою личную электронную медкарту, - поясняет один из разработчиков сервиса, директор по развитию АО «Human Development Group» Руслан Безруков. - И врач, наблюдая за этими данными, может вести больного в каждодневном режиме.
Лечение на расстоянии
- Врач создает так называемую «линейку» (то, что сейчас по старинке называется программой диспансеризации или маршрутом пациента), - продолжает Руслан Безруков. - Система будет сама напоминать пациенту - пора пройти УЗИ или сдать анализ. Врач будет следить, как проходит этот процесс. В качестве примера давайте рассмотрим не больных, а вполне здоровых и счастливых пациентов - беременных. Положим, женщина впервые встает на учет. Она может не знать, нормальные или патологические процессы происходят в ее организме. Куда и в каком порядке ей обращаться? Всю эту информацию будущая мама сможет получить на портале. Вдруг ей что-то покажется странным? А женщина, например, живет в Аягозе. Зимой ей будет еще сложнее добраться до областного центра. Тогда она сможет воспользоваться дистанционной консультацией, которая представляет собой что-то наподобие чата, где пациент может обратиться к врачу, задать вопросы и получить ответы.
Дистанционная консультация, на которую возлагают большие надежды врачи, не сомневаемся, вызовет наибольшее непонимание у восточно-казахстанских больных, привыкших «брать» кабинет доктора с приобретенной когда-то вместе с коморбидностью и напористостью. Наш человек привык орудовать не компьютерной мышкой, а локтями, и пробиваться к реальному врачу, с внимательным взглядом и прохладным, вполне предметным, а не виртуальным стетоскопом. Но специалисты отстаивают свое право вести онлайн-приемы.
- Я как практикующий врач скажу - большая часть консультации уходит не на постановку диагноза и выбор лечения, - поясняет Борис Галич. - До 90% времени тратится на ненужные вещи - выслушать кучу жалоб пациента, не имеющих отношения к его текущему состоянию, перетрясти его карточку, найти там крупицу ценной в данный момент информации и так далее. Данная система как раз позволяет оптимизировать этот процесс. Иногда пациенты вынуждены записываться за две недели на прием, пересекать всю область, добираясь из Урджара и Зайсана, чтобы врач посмотрел их анализы и сказал только два слова: «Продолжайте лечение» или «Уменьшите дозировку».

Вовлечь, а не завлечь?

Вопрос стоимости тоже сыграет не последнюю роль в том, будет ли интернет-медицина востребована или так и останется в смелых мечтах управленцев от здравоохранения.
- Большая часть сервиса предоставляется бесплатно - сбор информации о здоровье пациента, заполнение медицинской карты, запись на прием, - рассказывает Руслан Безруков. - А стоимость дистанционной консультации не будет дорогой, во всяком случае, обойдется намного дешевле, чем несколько посещений врача. Наша цель не завлечь пациента - «несите ваши денежки», задача другая - вовлечь как можно больше человек в этот новую, своего рода социальную медицинскую сеть.
Корысть здесь не материальная, подчеркивают и врачи, а профессиональная.
- Да, есть в проекте коммерческая сторона, - согласен Борис Галич. - Но важен другой аспект. Проект позволит адекватно и быстрее работать самой системе здравоохранения. Медицинской организации будет удобно вовремя записать больного на прием, наблюдать пациентов, следить за их здоровьем. Сервис позволит активно приглашать больных на целевые мероприятия, своевременно проводить лечение. Мы выбрали наиболее востребованное направление - болезни сердца и системы кровообращения и стартуем с них. В дальнейшем перейдем к другим проблемам.

Время покажет

Над организационными моментами разработчики еще размышляют - четких методик, например, как будет происходить перенос бумажной истории пациентов в электронные медкарты, пока нет.

- Самый простой способ на сегодня - это самостоятельное заполнение пациентом своей электронной медкарты на портале, - рассказал Руслан Безруков. - Не нужно вбивать данные с самого рождения, достаточно последних результатов исследований, имеющих отношение к заболеванию. Есть возможность отсканировать или сфотографировать документы и отправить их на портал. А затем не забывать заполнять свежую информацию - уровень давления, новые анализы и другое.

Впрочем, далекому от новых технологий пациенту помогут. Займутся этим так называемые службы сервиса, этакие помощники «на подхвате». Их услуги, разумеется, будут платными, и, как признались сами авторы идеи, именно эти деньги и станут их наградой за вложенный труд, ведь идею двигает не меценат. Планируется, что сервис-службы смогут выполнять и другие задачи, например, доставлять выписанные врачом лекарства на дом к пациенту, ведь этот немаловажный момент в системе не предусмотрен.

Достигнут ли своих целей врачи - улучшить статистику и состояние медицины по области в целом, а разработчики нового портала - наполнить сайт врачами и пациентами, превратив его, как выразились сами авторы, в некий медицинский Facebook, и заработать на этом, как всегда, покажет время.

?Будет ли сохранена конфиденциальность, медицинская тайна?
- Карта доступна только пациенту по его паролю, - разъяснил Борис Зингерман. - Вы сами решаете, какому из врачей и какую информацию предоставить. В любой момент можно закрыть информацию для любого из докторов.
К СВЕДЕНИЮ

PHR - международная аббревиатура, расшифровывающаяся как Personal Health Record, персональная электронная медицинская карта.

ВАЖНО

Зарегистрироваться на сайте можно уже сейчас. Пока врачей немного, но специалисты надеются, что со временем сыграет роль «профессиональная ревность» и портал заполнят врачи не только ВК областной больницы, но и со всего Казахстана.
Теги:

Обсуждение

При размещении комментариев к публикациям, ознакомтесь пожалуйста, с правилами сайта.
Мы напоминаем вам о необходимости уважать собеседников.

Новости по теме

другие Новости раздела

наверх