Усть-Каменогорск
малооблачно
+15°
  • Усть-Каменогорск
    +15°
  • Алматы
    +21°
  • Нур-Султан (Астана)
    +15°
  • Актобе
    +20°
  • Форт-Шевченко
    +16°
  • Атырау
    +17°
  • Караганда
    +15°
  • Кокшетау
    +15°
  • Костанай
    +14°
  • Кызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +14°
  • Петропавловск
    +14°
  • Тараз
    +21°
  • Уральск
    +16°
  • Шымкент
    +23°
$
439.43
473.31
¥
60.98
4.82
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Почему жертвы мошенничества не могут добиться справедливости в РК

Несмотря на многочисленные предупреждения, казахстанцы все чаще попадают в лапы нечистых на руки дельцов: число пострадавших от рук аферистов ежегодно растет

Газета / Почему жертвы мошенничества не могут добиться справедливости в РК
Фото:
Устинка LIVE

Мошенничество в республике набрало такие обороты, что создается впечатление, будто хуже уже и быть не может, однако это не так. Пока государство не отреагирует должным образом на криминальную чуму, собирающую все большую жатву день ото дня, ситуация будет только усугубляться. А число недовольных расти.

Обмани ближнего своего

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, только за 12 месяцев прошлого года в производстве следственных органов находилось более 46 668 подобных уголовных дел. Из них 41083 было зарегистрировано в отчетном периоде, до суда дошло только 11 651 дело. Из общего числа, если разделить по категориям мошенничества, можно выделить несколько находящихся в производстве у правоохранителей фактов: путем займа денежных средств - 129, в сфере кредитования - 89, с использованием платежных карт - 560, интернет-мошенничество - 23 351, в сфере земельных правоотношений и связанных с недвижимостью - по пять случаев соответственно. Для сравнения: за 2020 год этот показатель был на отметке 39 тысяч случаев мошенничества.

А между тем только в январе 2022 года органы правопорядка зарегистрировали 2 498 правонарушений по статье 190 УК РК "Мошенничество", отдав "пальму первенства" лишь кражам.

В целом же на этот месяц было зарегистрировано 9 103 случая (включая переходящие с прошлого периода). Из них новых, оформленных под долговые обязательства - 10, четыре в сфере кредитования, с использованием платежных карт - 10 и 1 179 случаев интернет-мошенничества.

И если с трудностью раскрытия киберпреступлений, число которых растет в геометрической прогрессии, все более-менее понятно, - их слишком много, да и порой невозможно связать воедино жертву и самого мошенника ввиду отсутствия географической привязки, то порой и обычные схемы, воплощаемые фактически физически, остаются нераскрыты.

Так, за последнюю неделю в редакцию "Устинки плюс" обратилось несколько человек, которые утверждают, что стали жертвой обмана, но не могут найти справедливости в правоохранительных органах. По их словам, уголовные дела с десятью, а то и больше потерпевшими, намеренно "сливаются", а фигурантов просто выводят из-под следствия, умело апеллируя законодательной базой.

Долгий путь за долгом

Жительница Усть-Каменогорска Динара Жолдыбаева пожаловалась, что не может вернуть значительную сумму денег, которую ей задолжала знакомая предпринимательница, занимающаяся реализацией мясной продукции на рынках областного центра. По словам женщины, она не единожды ссужала ей в долг товар, но та под разными предлогами отказывалась платить по счетам. В итоге набежало более четырех с половиной миллионов тенге.

Раньше работала с ней, никогда не подводила - вовремя все возвращала, будто в доверие пыталась войти, а когда взяла большой объем, платить перестала, - рассказывает Динара Жолдыбаева. - Каждый раз меня за нос водит, потерпи, говорит, а сама не отдает. У нас даже переписка есть, в которой она сначала назначает встречу и пишет, что готова деньги вернуть, а потом просто сама не приходит. Она не только у меня брала мясо и не рассчиталась, а подобных долгов накопила более чем достаточно.

Женщина рассказывает, что группа пострадавших, в число которых она входит, неоднократно обращалась в надзорные органы, включая областную и Генеральную прокуратуры, периодически обивает пороги правоохранительных органов, но добиться, чтобы недобропорядочного должника привлекли к ответственности, люди не могут.

Небольшое отступление. Называть фамилию той, на которую жалуются заявители, мы права не имеем, так как вступившего в законную силу приговора суда нет, но редакция готова поделиться предоставленными материалами с правоохранительными структурами, коих эта история заинтересует.

Следователи говорят, что со своей стороны подготовили материалы, но прокуратура не дает даже признать эту женщину подозреваемой, - жалуется Динара. - Девять потерпевших (на момент обращения, после, как нам сообщили, добавился еще один - прим. авт.), а нашему делу не дают ходу, говорят, что факта мошенничества нет.

Видимо, в глазах уголовного законодательства набравшая в долг на несколько миллионов чужого товара женщина действительно не рассматривается в качестве афериста, ведь факта существования своих обязательств она не отрицает и даже согласна по ним рассчитываться. Вот только денег нет, а вы держитесь…

Представитель другой потерпевшей рассказал, что его подзащитная также стала жертвой своей доверчивости, когда согласилась дать в долг предпринимательнице более 700 тысяч тенге, которые сняла со своего депозитного счета. Сроки давно прошли, возврата денежных средств так и не произошло.

Обещания она дает всем потерпевшим и заявителям по делу, - подтверждает вышесказанное адвокат ВК областной коллегии адвокатов Эрнес Сабырбаев, представляющий интересы Динары Жолдыбаевой. - Прошу обратить внимание, что имеется также огромное количество заявлений других граждан, которые обращались в правоохранительные органы за защитой прав в том, что она не возвращала им денежные средства, однако эти материалы по заявлениям были списаны в номенклатурное дело за отсутствием состава правонарушения.

По словам адвоката, действия предприимчивой женщины, любящей брать в долг, но не возвращать его, необходимо расценивать как "умышленное совершение мошенничества", потому как "она чувствует свою безнаказанность", ведь аналогичным образом любое дело, имеющее в основе гражданско-правовые отношения, может быть списано.

В целом люди обвиняют уже не столько "корень" своих бед, сколько служителей правоохранительных и надзорных ведомств, от которых не могут добиться справедливого, по их мнению, решения. Задаются вопросом, а не в коррупции ли здесь дело или это просто нежелание выполнять свои обязанности?

Впрочем, это вполне может объясниться и простым несовершенством закона.

Человек и Закон

Оставим дела частного характера их же фигурантам, пока не будет доказан факт злоупотребления полномочиями, попытки выгородить заведомо виновного человека или просто халатность со стороны правоохранителей, и перейдем в иную плоскость. Этот пример, который действительно имеет место быть, один из множества ему подобных.

Почему, когда некий не слишком совестливый человек внедряется в доверие к десяткам людей, а после занимает у них средства, чтобы поправить свое положение без цели возврата заимствованного добра, это пытаются выставить как гражданский конфликт?

В делах о мошенничестве очень сложно определить состав преступления, - поясняет коллизии законодательной базы адвокат Ерлан Газымжанов на сайте Республиканской коллегии адвокатов. - Определенную трудность составляет разграничение состава мошенничества от гражданско-правовых отношений. Граждане, не выполнившие свои обязательства в рамках заключенных гражданско-правовых сделок без признаков хищения и обмана, не должны нести уголовную ответственность по статье мошенничества.

И в то же время граждане не должны безнаказанно совершать мошенничество под видом гражданско-правовых сделок с потерпевшими. Коррупция в правоохранительных органах очень сильно осложняет борьбу с мошенничеством. Следователи часто прекращают уголовные дела по такой категории дел, ссылаясь на так называемое "ГПО", то есть гражданско-правовые отношения.

Адвокат также утверждает, что из общего числа прекращенных уголовных дел чаще всего встречаются дела о мошенничестве.

Если посмотреть статистику привлечения следователей и прокуроров к уголовной ответственности за получение незаконного вознаграждения, то мы увидим, что в большинстве своей массы они получали такие вознаграждения за прекращение уголовных дел, связанных именно с мошенничеством, -подчеркивает Ерлан Газымжанов.

Оказывается, даже сама законодательная база заточена под то, чтобы сами пострадавшие доказывали факт мошенничества, а не просто выглядели пострадавшими от невыгодной сделки, совершенной в гражданско-правовом поле. Таким образом, коррупция, загруженность правоохранителей и несовершенство законов влияют на рост мошенничества в Республике Казахстан.

Будет ли этому положен конец? Безусловно, все сферы нашей жизни рано или поздно оттачиваются до совершенства. Правда, сверкающих алмазной непогрешимостью законов в нашей стране мы пока не наблюдаем.

P.S. Во вторник вечером в редакцию позвонил один из представителей потерпевшей стороны. Уголовное дело прекратили за отсутствием состава правонарушения.

Следующая →